Английский язык.ru

                



Обучение за рубежом


Язык для "единоличников"

Языковые курсы - изобретение относительно новое. Учебные заведения подобного рода начали множиться в Британии после Второй мировой войны; до этого их в мире можно было пересчитать по пальцам.

Как же большинство людей учило иностранные языки? А очень просто: нанимало учителя. Носителя языка или просто опытного преподавателя. С ним и занималось. И, как правило, весьма успешно

В России языковых курсов, на которых можно было действительно хоть что-то выучить, а не просто получить бумажку об их окончании, почти не существовало до 90-х годов прошлого века. О том, чтобы поехать учиться за рубеж, не приходилось и мечтать. Носители языка тоже табунами по улицам Москвы не ходили. Поэтому те, кто имел лингвистическое образование и какие-никакие навыки преподавания, начиная со студентов пединститутов и заканчивая вузовскими преподавателями, как правило, занимались несанкционированной индивидуальной трудовой деятельностью - частными уроками. Подтягивать школьников, у которых по иностранному в четверти выходит "двойка", надо? К вступительным экзаменам готовить надо? А еще удовлетворять амбиции родителей, желающих с младых ногтей приобщить своих отпрысков к иноземной мове, натаскивать отъезжающих на ПМЖ за рубеж и при этом не знающих ни слова на языке страны своего будущего проживания - да мало ли кому и для чего мог понадобиться иностранный!

В последнее десятилетие у нас стало появляться все больше серьезных языковых школ. Значит ли это, что "частная лавочка" прикрылась или находится на грани прикрытия?

Репетитор жив!

Да, спрос на репетиторов, похоже, упал. Это легко можно понять, просмотрев в газетах разделы частных объявлений или ознакомившись с информационной доской в Библиотеке иностранной литературы. Множество преподавателей-индивидуалов предлагает свои услуги, нередко даже по "бросовой" цене. И что-то далеко не все спешат у них учиться.

Что делать, времена меняются. Требования к преподаванию языка сегодня существенно повысились. У студентов и лиц, кроме сомнительных курсов ничего не окончивших, мало шансов найти уроки. И тем не менее многие все-таки предпочитают услуги частных репетиторов групповым занятиям в языковых школах.

В цене школьные учителя, для которых платные занятия с отстающими из той же школы стали почти официальным "отхожим промыслом". Преподаватели вузов, имеющие отношение к приемным комиссиям и способные как-то повлиять на результат вступительного экзамена по иностранному. Просто опытные преподаватели из МГИМО, МГУ, МПГУ и подобных престижных вузов. Репетиторы, долгое время прожившие за рубежом и компенсирующие отсутствие педагогического опыта прекрасным знанием тонкостей современной разговорной речи. И, конечно, носители языка, которых в России теперь не так мало.

Плюсы занятий с репетитором несомненны. Главное - это гибкий график: о времени занятий всегда можно договориться. Кроме того, такой преподаватель сделает все, чтобы подстроиться к вашему уровню знаний, скорости усвоения материала и прочим особенностям, разработает индивидуальный план занятий, подвергающийся постоянной корректировке, для вас лично. Вы можете задавать любые вопросы, по двадцать раз повторять не дающийся вам материал - на время занятий репетитор безраздельно принадлежит вам.

Надо сказать, что репетиторы чутко реагируют на запросы рынка. Понятно ведь, что если квалификация преподавателя окажется ниже ожидаемой, если он пользуется устаревшими учебниками и методами, не обеспечивает ученика при необходимости современными учебными материалами, включая аудио-, видеопособия и СD, от него уйдут, да еще и ославят. Напротив, хороший репетитор буквально передается "из рук в руки", к таким педагогам, как к парикмахерам и стоматологам, приводят родственников и знакомых. Вот педагоги, желающие во что бы то ни стало давать частные уроки, и повышают квалификацию как могут - ездят на языковые курсы за рубеж, чтобы отшлифовать языковые навыки и набраться опыта, осваивают профессиональную лексику в популярных сферах, таких как бухучет, туризм, менеджмент и другие. Есть репетиторы, специализирующиеся на подготовке к международным экзаменам по языку, на обучении бизнес-лексике и этикету и т.д.

Основной минус занятий с репетитором - это, как правило, недостаток устной практики. Хотя опытные педагоги преодолевают и это препятствие за счет методических ухищрений, например, устраивая специальные разговорные уроки. В конце концов, потрепаться можно и с глазу на глаз.

Один на курсах

Ну а что делать, если вы желаете заниматься только индивидуально, но все попадавшиеся вам репетиторы чем-то вас не устраивали? Что ж, тогда попробуйте все-таки пойти на курсы. Большинство российских языковых школ давно дозрело до того, чтобы наряду с групповыми организовывать и индивидуальные занятия. В этом случае можете не сомневаться, что у вашего преподавателя есть и соответствующий диплом (нередко зарубежный - TEFL, CELTA и т.п., дающий право преподавать язык как иностранный) и опыт преподавания, и что он в курсе всех новейших достижений методической мысли. "Преподаватель языковой школы проводит индивидуальные занятия методически более последовательно. Его уроки - это не "натаскивание", а обучение. Наши преподаватели находятся под контролем завучей и ведут уроки в рамках определенной методики с использованием коммуникативного подхода и согласно критериям проведения языковых занятий. В программу включены тесты и экзамен по окончании курса", - говорит Евгения Филиппова (ВКС-IH).

Индивидуальную форму обучения в языковых центрах выбирают, как правило, те, кому необходимо быстро и качественно подготовиться к собеседованиям, тренингам, презентациям, семинарам и прочим мероприятиям, постоянно проводящимся на иностранных языках в международных компаниях. Нередко в индивидуальном порядке готовятся к языковым экзаменам. Кроме того, такие занятия подходят слушателям, которым требуется индивидуальный подход, которым не по каким-либо причинам не подходит график групповых занятий, в частности, деловым людям с ограниченным временем.

Занятия с "индивидуалами" проводят как русскоязычные преподаватели, так и носители языка, в зависимости от школы. В любом случае преподаватель, дающий индивидуальные уроки, должен обладать навыками, отличными от необходимых для работы в группе. Это, в частности, способность поладить с любым слушателем, предупреждать и снимать возникающие трудности. Хороший педагог учитывает не только учебные потребности ученика, но и его психологические особенности, чтобы обучение не превратилось в скучное, тягостное для обоих времяпрепровождение.

Где учиться

Международный языковой центр Language Link предлагает своим клиентам индивидуальные занятия английским и французским с преподавателями - носителями языка как в офисе или на дому клиента, так и в классах Language Link. Возможны занятия на уровне любой сложности и по целому ряду программ: общий и продвинутый курсы, язык для профессиональных целей. Надо сказать, что индивидуальные занятия дороже групповых (что естественно), поэтому выбирают эту форму занятий слушатели, имеющие соответствующие материальные возможности. Если язык нужен студенту для работы, то оплату обучения порой берет на себя компания клиента. Чаще всего учатся один на один с преподавателем люди, имеющие четкие цели, так что программа строится в соответствии с этими целями. Причем слушатель может заранее оговорить с педагогом дополнительную тематику курса.

В школе "Полиглот" индивидуальные занятия ведут и наши соотечественники, и иностранные учителя. При этом при такой форме обучения занятия начинаются через несколько дней после прохождения бесплатного тестирования, в то время как группа начинает заниматься, только будучи полностью укомплектованной. Интересно, что преподаватели этой школы могут проводить занятия в любом удобном для вас месте (в том числе у вас дома или на работе), если у вас нет возможности ездить в школу.

Есть такая форма работы с клиентами и в школе "Интенсив", причем учатся "индивидуалы" по тем же программам, что и группы. Только, ясное дело, гораздо более гибкая.

Успехом пользуются и индивидуальные занятия в школе ВКС - общий курс изучения языка, курсы разговорной и специализированной лексики. Еще бы, здесь работают носители языка, имеющие сертификаты преподавателя иностранных языков взрослым, - гарантия качества обеспечена. После прохождения курсов слушатель получает сертификат установленного образца, независимо от того, как он учился, - в группе или индивидуально.

Конечно, методы работы при такой форме занятий несколько иные, чем в группах. Так, невозможно использовать коммуникативные игры, дискуссии и прочие виды групповой деятельности. Разговорные навыки развиваются в первую очередь за счет большей нагрузки на слушателя. Поэтому столь успешная при групповых занятиях коммуникативная методика нуждается в существенных коррективах, когда дело касается обучения индивидуала. Зато с традиционным методом можно экспериментировать сколько угодно: когда слушатель один, то лексико-грамматический подход в руках умелого педагога претерпевает поистине волшебные изменения. Недаром неизменно высокую оценку заслуживают занятия в Школе при профкоме Дипакадемии МИД. Исключительно эффективен также прямой метод Берлица, к сожалению, мало распространенный в России. По нему - в группах и индивидуально - занимаются в школах Berlitz во всем мире, в том числе и в московском представительстве компании Berlitz International. А в Лингвистической школе общения "Система-3" обучение ведется с применением эмоционально-смыслового метода Шехтера, который может быть одинаково эффективным для любого числа слушателей.

Надо сказать, что в большинстве московских языковых центров есть обширные библиотеки учебных материалов, к которым имеют бесплатный доступ все слушатели. В том числе и "единоличники".

Чего изволите?

Изучая английский, немецкий, французский и другие распространенные и востребованные языки, вы можете выбирать между групповой и индивидуальной формой занятий. Но что делать, если вам позарез нужен, скажем, греческий или шведский? Ждать, пока укомплектуется группа, можно очень долго - "редкие птицы", каковыми являются любители экзотических языков, как правило, не сбиваются в стаи. Тут выход один - индивидуальные занятия. Опять же, можно обратиться к частному репетитору - разумеется, предварительно выяснив, обладает ли он достаточной квалификацией, чтобы научить вас так, как вам требуется. И снова на выручку приходят языковые курсы. Например, Курсы при профкоме Дипакадемии МИД, где преподают все языки на свете, вплоть до фарси и арабского. Здесь могут и подготовить и к поступлению в вуз, и к сдаче международных экзаменов по тем языкам, по которым испытания где-либо принимают.

Другой случай, когда индивидуальные занятия могут оказаться насущно необходимыми, - это если вам необходимо овладеть профессиональной лексикой какого-либо иностранного языка. Надеяться на то, что руководство вашей компании организует корпоративные курсы, то есть пригласит для такого случая преподавателя в офис или отправит группу сотрудников в языковую школу за свой счет, не стоит. А групповые занятия, скажем, английским для огранщиков алмазов едва ли проводятся где-либо на регулярной основе. Значит, надо самому стать кузнецом своего счастья и искать языковую школу, где с вами смогут позаниматься индивидуально. Не думайте, что это так трудно: в некоторых московских центрах работают истинные корифеи этого дела. Например, в "Системе-3", где уже при знакомстве с клиентом в первую очередь выясняется уровень и характер его требований и подбирается оптимальный вариант программы. Или в школе Tom's House, методисты которой готовы создать курс с учетом любых пожеланий. Кстати, огранщиков алмазов обучали именно здесь.

Что же касается работников таких профессиональных сфер, как бизнес, право, финансы, туризм, то их на индивидуальные занятия иностранными языками приглашают едва ли не все школы.

Иногда родители, желающие, чтобы их дети выучили иностранный, по тем или иным причинам не хотят отдавать отпрысков в группу: считают, что ребенок слишком мал для этого, стеснителен или, наоборот, чересчур шаловлив. Что ж, в учебном центре Британского совета индивидуально могут заниматься дети от 5 лет. Довольно большую группу составляют малыши и в Московском лингвистическом центре.

Как видите, выбор широк. И попробуйте теперь оправдать свое нежелание учить язык тем, что в часы занятий инструментарием той или иной школы вы как раз работаете!

По материалам журнала "Обучение за рубежом", 2003



     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить статью на форуме >>          
 

Ссылки по теме...



TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2014 Английский язык.ru