В море книг
Повышенный интерес к изучению иностранных языков в последние годы привел к тому, что на российский рынок хлынул целый поток разнообразных учебников и пособий, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Переиздаются старые книги, сочиняются новые, а стоит известным зарубежным издательствам литературы такого рода, как, например, Longman или Cambridge University Press, выпустить очередной томик, как он тут же оказывается задействован в практике языковых, а нередко и общеобразовательных школ
Даже преподавателям и методистам не всегда удается быстро сориентироваться в этом изобилии. Что уж говорить о простых смертных, о тех, кто ищет подходящие учебники для самостоятельных занятий! Сегодня мы знакомим читателей с наиболее популярными современными пособиями, с которыми работают в лучших языковых школах Москвы. Возможно, рекомендации и предостережения методистов и преподавателей этих школ помогут вам правильно выбрать учебники для себя.
С носителями - на языке носителей
Школа BKC - International House привержена наиболее популярным, классическим зарубежным пособиям, которые используются на разных уровнях обучения и для разных возрастов. Для детей - Pingu loves English, GO!. Подростки занимаются по учебникам Snapshot. Взрослые, проходящие общий курс английского, учатся по Headway на начальном уровне, по English File на элементарном и уровне ниже среднего. Cutting Edge используется для среднего и выше среднего уровней. А самые продвинутые слушатели, а также те, кто готовится к сдаче экзаменов, работают с Inside out, Masterclass, Gold. Что касается бизнес-курса, то он обычно преподается по учебникам New insights into business, Market Leader.
Современным пособиям, изданным в Великобритании, отдает предпочтение и школа Tom's House, поскольку, как считают методисты школы, эти учебники лучше всего способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков, необходимых в сфере как профессионального, так и повседневного общения. Как правило, подобные учебники содержат интересные аутентичные материалы, написанные в увлекательной и доступной форме и максимально приближены к реальным жизненным ситуациям.
Что же касается специфических трудностей, связанных с обучением по зарубежным учебникам (таким как отсутствие русского языка в объяснениях), то их помогают преодолеть занятия в малочисленных группах и индивидуальные занятия под руководством опытных и квалифицированных преподавателей. Методисты помогают слушателям выбрать подходящее пособие при предварительном собеседовании и последующем тестировании.
Начинающим изучать иностранный язык Tom's House рекомендует учебные пособия уровня Starter или Beginner, который сопровождается специально разработанным вводно-фонетическим курсом.***
Кроме того, в школе существует оригинальные разработки, сделанные на основе анализа ряда англо-американских учебных пособий. Цель этих авторских пособий - помочь в кратчайшие сроки освоить фонетический строй языка и успешно применять на практике свойственные английскому языку речевые формы и лексические обороты.
Тенденция применять на занятиях зарубежные учебники характерна для всех школ, где преподают носители языка. И в English School Sunny plus также используются учебная литература, изданная в Великобритании и США. Все они имеют квалификацию учителя английского как иностранного, и зарубежная литература, соответственно, "заточена" именно под ту методику, к которой они привыкли.
В принципе зарубежная учебная литература ориентирована на развитие всех четырех языковых навыков (устная речь, аудирование, чтение и письмо). Российская уделяет больше внимания грамматике, чтению и переводу. Но следует иметь в виду, что зарубежные учебники быстро устаревают, так как современная методическая мысль постоянно движется вперед. И языковые школы стараются идти в ногу с последними достижениями. Так директор по образованию Sunny Plus Марк Даннетт регулярно отслеживает новые поступления, и школа старается внедрять их в учебный процесс не реже, чем раз в два-три года. При этом следует иметь в виду, что нет "лучшего" издательства, пособия которого для разных программ, уровней и возрастных категорий были бы одинаково хороши: что-то лучше удается Cambridge University Press, что-то - Oxford University Press или Longman.
Что касается "новичков", которые только начинают учить английский, то здесь многое зависит от преподавателя. Вполне возможно, что российский педагог, не имеющий квалификации TEFL ("Преподаватель английского как иностранного"), не сумеет эффективно пользоваться зарубежными учебниками. Поэтому лучше выбрать что-либо из отечественных пособий, среди которых, кстати, немало очень толковых. Еще в большей степени это касается тех, кто предпочитает начинать самостоятельно: каким бы замечательным ни был зарубежный учебник, разобраться в нем без помощи родного языка фактически невозможно.
Книжки "от Китайгородской"
Во многих языковых школах имеется собственная учебно-методическая база. Преподаватели и методисты сами разрабатывают материалы, которые наиболее полно соответствуют характеру преподавания в данной школе. В особенности это касается учебных заведений, использующих авторские методики. Так, "Школа Китайгородской" с 1977 года создает нетрадиционные пособия, предназначенные для обучения общению по методике Г. Китайгородской. Предлагаемые там ситуации естественного общения можно "прожить" как с группой, так и самостоятельно.
Каждый уровень обучения обеспечен собственным авторским учебно-методическим комплексом, включающим в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для преподавателя, аудиокурс на кассетах и компакт-дисках.
Любая концепция обучения должна быть обеспечена такими учебными материалами, которые соответствовали бы ей, считают в "Школе Китайгородской". Если заявляется, что цель обучения - общение, то и учебник должен представлять модель обучения общению, и не важно, российский он или зарубежный. А ведь случается и так, что школа или преподаватель объявляет свою концепцию, а пользуется тем, что оказывается под рукой...
Существенным недостатком зарубежных учебников здесь считают то, что они не берут в расчет социально-психологические, этнические и лингвистические особенности тех, кого они призваны обучать. Зато присутствие в авторском коллективе профессионала - носителя языка приветствуется и поощряется, поэтому многие пособия школы написаны с участием иностранных авторов.
По учебникам, разработанным в "Школе Китайгородской" можно заниматься и в других учебных заведениях, и самостоятельно. Так, совместно с издательством "Высшая школа" были изданы мы издали учебники британского английского, американского английского, французского языка для "нулей". На подходе итальянский язык для начинающих...
"У каждого свои недостатки..."
По собственным пособиям учит и Denis' School. Поскольку с сентября 2003 здесь будут преподаваться два различных курса, комплектов учебных материалов разработано тоже два - Free Way и Target. Назначение каждого из них - отразить такие методы обучения, которые помогут воспринять особенности английского языка человеку именно с русским менталитетом (с его особым строем языка, способом выражения мыслей), и при этом как можно скорее (с первого же месяца обучения) научиться пользоваться языком.
Free Way отличается тем, что грамматический материал дается блоками, последовательно, от простого к сложному, и в конечном этапе выстраивается в стройную систему. А лексика, примеры и упражнения максимально приближены к реальным жизненным ситуациям, что помимо всего прочего подогревает интерес слушателей к языку.
А главная цель Target с помощью поуровневой системы обучения как можно быстрее привить слушателям разговорные навыки.
А вот для обучения бизнес-английского Denis'School выбрала написанный Вики Холлет учебник и аудиокурс Business Opportunities, не смущаясь его иностранным происхождением. Ведь, по мнению методистов школы, свои достоинства и недостатки есть и у наших, и у "ненаших" пособий.
В частности, учебники отечественных авторов дают прочную грамматическую базу. Но явно слабая их сторона - обучение устной речи. Далеко не всегда они создаются на базе современной разговорной лексики и употребительных грамматических структур. Зарубежные учебники обычно очень занимательны по форме, по ним приятно заниматься, и можно не сомневаться, что благодаря им вы овладеете не книжно-канцелярской, а живой, разговорной английской речью. Но они никоим образом не ориентированы на психологию языковой и речевой опыт российского слушателя. Кроме того, обычно в зарубежных учебниках сравнительно простая грамматика сочетается с достаточно сложной лексикой, и упражнения на отработку легких грамматических структур требует задействовать больший лексический запас, чем имеется у изучающего язык. Зато эти пособия хороши для эмигрантов и "экспатов", уже находящихся в языковой среде.
Российскому преподавателю, использующему зарубежный учебник, как правило, приходится по своему "переобъяснять" грамматику: того, что дается в книге, обычно недостаточно. Надо сказать, что, по отзывам многих преподавателей, наш слушатель вообще серьезно относится к грамматике как таковой и не желает пользоваться грамматическими формами "как попугай", не разобравшись в них. Также у наших соотечественников возникают сложности в запоминании лексики: в большинстве зарубежных пособий на этом акцент не делается, подразумевается, что слова выучиваются сами собой.
Если уж вы, занимаясь языком самостоятельно, желаете пользоваться только зарубежным пособием, то, по мнению методистов Denis' School, следует выбрать проверенную временем "классику": English Grammar In Use Р. Мерфи, где доступно объясняется все грамматические конструкции. Но, к сожалению, даже у слушателя, обучающегося "по Мерфи", не всегда складывается в сознании целостная грамматическая система, а следовательно, полученные знания не могут стать полноценным инструментом общения в реальной жизни.
Осторожно, кусается
Конечно, курс, написанный квалифицированными отечественными методистами с учетом всех достижений современной мировой лингвистической и методической мысли - это идеал, о котором можно только мечтать. Таких очень мало. И если вы действительно решили учить язык по пособию, отражающему "авторскую" методику, то выбирать следует те, о которых речь шла выше, - то есть апробированные языковыми школами и зарекомендовавшие себя как эффективные. Как это ни грустно, спрос на отечественные учебники породил просто-таки море "бросовых" книжек, по которым вообще затруднительно что-либо выучить. Порой это просто слегка подредактированные старые пособия, и это еще не худший вариант: куда хуже, когда "пасти народы" берутся люди, не имеющие соответствующей квалификации... Так что к выбору надо подходить серьезно, в особенности начинающим и жаждущим заниматься самостоятельно: чем поддаваться броским рекламным заявлениям, лучше уж взрослым взять доброго старого "Бонка", а детям - превосходную (хотя и "древнюю") книжку В. Скультэ English for Little Ones и превосходить премудрости английского так, как это делали родители и чуть ли не деды... Как отличить откровенную халтуру? Хотя неспециалисту трудно анализировать содержание учебника, есть некоторые безошибочные признаки: если в заглавии или аннотации присутствуют слова: "быстро", "легко", "без грамматики", "без зубрежки" - в общем, "по щучьему велению" - оставьте книжку на полке, пусть пылится.
Обратите внимание!
Bill Mascull. Business Vocabulary In Use. Cambridge University Press 2002.
Очередное пособие из кембриджской серии In Use, предназначенной не только для занятий в группе с преподавателем, но и для самостоятельного изучения бизнес-английского. Как и все учебники данной серии, имеет удобную структуру, благодаря которой при самостоятельных занятиях не нужно тратить время на поиск необходимых заданий. На левой стороне разворота - активная лексика и примеры ее употребления; на правой - тренировочные упражнения, выполнив которые, можно заглянуть в конец, в раздел Answer Key, и поработать над ошибками.
Diana Hicks, Andrew Littlejohn. Primary Colours. Pupil's Book Starter. Cambridge University Press 2002.
Starter предназначен для малышей, только начинающих учить английских (за ним следуют пособия еще трех уровней). Маленьким детям бесполезно и даже вредно вдалбливать грамматику с фонетикой. Учебники серии Primary Colours целиком состоят из игр, песенок, картинок, веселых историй и загадок, с помощью которых дети усваивают английский легко и прочно. В то же время задания выстроены так, чтобы дети учились самостоятельно думать, а потом и высказываться об окружающем мире.
Annette Capel, Wendy Sharp. Objective Proficiency. Self-study Student's Book. Cambridge University Press 2002.
Пособие, предназначенное для самостоятельной подготовки к самому трудному и самому почтенному Кембриджскому экзамену - CPE (Certificate of Proficiency in English). Упражнения в пособии направлены в основном на "причесывание" более или менее корявого разговорного английского, которым мы пользуемся в устной речи. Стилистические фигуры, риторические приемы, служебные слова, в которых путаются порой сами носители языка, пышная "книжная лексика" и прочие красоты. Proficiency обязывает.