Кто и как может учиться за границей?
Круглый стол, организованный редакцией "КП"
За границей учились многие знаменитые россияне - от Михаила Ломоносова и Софьи Ковалевской до певицы Алсу. Сейчас импортный "гранит наук" доступен практически каждому. Было бы желание! Нет денег, но есть мозги? Можешь претендовать на президентскую стипендию или импортный грант. Карьера и зарплата удались, а вот со временем напряг? Бери отпуск и езжай на две недели в Англию, на курсы бизнес-английского. Разные варианты учебы за рубежом обсудили за "круглым столом" в "Комсомолке" специалисты из Министерства образования, иностранных представительств, крупнейших вузов и языковых школ.
ЦИФРЫ
20 тысяч российских граждан учатся сейчас за рубежом.129 стран мира приглашают к себе иностранных студентов. Активнее всего в этом смысле США, там в университетах 30% - гости, в Германии 14%. Россия по учебному гостеприимству занимает 7 место (После США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Испании). У нас учится 101 тысяча иностранцев из 168 государств.
Вариант 1: Получить стипендию или грант
Помочь будущим Ломоносовым материально готово и Министерство образования, и многочисленные зарубежные фонды. Все зависит не только от ваших талантов. Но и от правильного заполнения бумаг для конкурсной комиссии.
| Виктор Николаевич ПЕТРЕНКО, заместитель начальника Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию РФ.
- Молодые ученые, аспиранты и студенты ежегодно выезжают за рубеж по стипендиям Президента Российской Федерации. Каждый год на них выделяется 2 миллиона долларов, получают стипендии порядка 60 аспирантов и 40 студентов. Конкурс открытый, победителей отбирает авторитетная комиссия. Президентские стипендиаты сами выбирают высшее учебное заведение в любой стране, учатся там по индивидуальному плану. А мы просто переводим туда деньги за обучение. |
Томас ПРАЛЬ, глава представительства Германской службы академических обменов (DAAD) при посольстве ФРГ в Москве, доктор биологических наук:
- DAAD - негосударственная организация, ее создали ректоры всех немецких вузов. Тем не менее правительство Германии доверяет нам каждый год 250 миллионов евро на поддержку международных контактов. А мы выделяем стипендии для 70 тысяч человек.
Из них половина иностранцев, которых мы приглашаем в Германию, вторая половина - немцы, которые едут в другие страны. В прошлом году 3,5 тысячи стипендий получили россияне. В основном это был прямой обмен между вузами. Но 700 стипендий мы присуждаем напрямую здесь, в Москве, в представительстве DAAD. Есть полтора десятка разных программ - отдельно для инженеров, юристов, творческих профессий, летние студенческие школы и т.д. Все стипендии одинаковые: 700-900 евро в месяц для студентов и аспирантов, для молодых ученых от 1300 до 2000 евро, для ученых с докторской степенью до 3,5 тысяч евро в месяц. Стипендиатов выбирает комиссия из российских и немецких профессоров. В 1990-м году у нас было 400 заявок на стипендии и гранты, в 2005 году мы получили 3500 заявок! Победителями стали молодые люди из 158 российских вузов, больше чем из 80 городов РФ. |
Наших денег не хватает, чтобы выделять побольше стипендий. Поэтому мы вместе с Министерством образования и науки Российской Федерации мы создали новые программы, совместного финансирования. Россия выделила 4 миллиона евро на пять лет. Крупнейшая из новых программ - "Михаил Ломоносов", 150 дополнительных стипендий для молодых ученых и аспирантов в области естественных и технических наук. В этом году впервые будет объявлен конкурс на стипендии "Иммануил Кант" - по социальным, экономическим, юридическим и общественным наукам. Вместе с коллегами из Министерства сельского хозяйства мы придумали программу "Николай Вавилов" для специальностей, которые важны в современном сельском хозяйстве.
Как поучаствовать в конкурсе DAAD? Каждый год 1 сентября мы объявляем о своих стипендиальных предложениях. Принимаем заявки до 30 ноября, отбор производится к марту. И с октября следующего года люди приступают к учебе и научной работе в Германии. Несмотря на то, что немцы - лучшие бюрократы в мире, мы пытаемся облегчить соискателям оформление документов. Нужны лишь элементарные бумаги, чтобы комиссия имела возможность справедливо оценить кандидатов:
- автобиография;
- мотивация, почему студент хочет поехать именно в Германию, а не в Штаты или Италию;
- для молодых ученых - научный план и письмо немецкого профессора, который обещает, что аспирант будет иметь рабочее место, научные библиотеки, технику.
- два рекомендательных письма российских ученых.
- успеваемость. Троечников мы не очень любим. Но и к дипломам с отличием с осторожностью относимся. Столько отличников, как в России, нигде в мире нет! Мы обращаем внимание на основные предметы для каждой специальности. Если ты будущий экономист, а по математике тройка - оставайся дома. Зачетку можно перевести и заверить в своем вузе, без нотариуса.
Вариант 2: Обмен между вузами
Прежде чем строчить заявку на грант, загляните в международный отдел родного университета. И поинтересуйтесь, есть ли у вашей альма-матер программы студенческого обмена с зарубежными вузами.
Виктор ПЕТРЕНКО, Министерство образования и науки:
- У России есть соглашения в области образования с 22 странами, и по ним каждый год ездят за границу более 70 студентов, аспирантов, стажеров, молодых преподавателей. Самая распространенная схема - безвалютный обмен. Мы оплачиваем дорогу, а живут и учатся наши студенты за счет хозяев. Мы, в ответ, принимаем на тех же условиях иностранцев в российских вузах. Как принять участие в таких обменных программах? Через свой вуз, обычно этим занимается международный отдел. Мы ежегодно рассылаем в университеты и институты, подведомственные Минобрнауки, квоты стипендий.
Другая ситуация с Германией, США, Францией, Финляндией, Нидерландами и Великобританией. В этих странах международными обменами занимается не государство, а напрямую регионы или вузы. Они сами подбирают кандидатов для поездок среди наших студентов и ученых. И очень успешно: в этих странах проходят стажировки или учатся около 10 тысяч россиян.
И есть еще обмены, которые организуют различные неправительственные организации: Германская служба академических обменов DAAD, Британский совет, Альянс Франсез… Так что возможностей очень много.
Василий Викторович ВАНЧУГОВ, профессор Российского университета дружбы народов, доктор философских наук:
- Я хочу напомнить, что учиться за границу ездили всегда - и в античности, и в Древнем Китае, и в средневековой Европе. Это называется академическая мобильность, и не стоит считать ее следствием современной глобализации. Кроме тех межгосударственных договоров, о которых сказал Виктор Николаевич, многие российские вузы заключают двусторонние соглашения об обмене студентами и аспирантами с зарубежными университетами. Напрямую, без участия Министерства образования. У РУДН такие договоры есть с университетами Страсбурга, Бордо, Парижа, Гренобля, Бремена, Торонто, китайскими вузами Шаньдуня, Гуанчжоу и Сианя, тремя университетами арабского Востока. Соглашения подписывают ректор и ученый совет, там четко проработан механизм обмена. Как правило, каждая сторона оплачивает дорогу, а проживание и обучение идут по взаимозачету.
Нам помогает то, что РУДН одним из первых в России перешел на систему обучения бакалавриат, магистратура, аспирантура. Зарубежным коллегам теперь все понятно. С привычным для нас дипломом "специалиста" возникали сложности: у них считался вроде бы не бакалавром уже, но еще и не магистром. Кроме того, наши студенты получают за свои успехи не обычные "отлично" или "удовлетворительно", а кредиты. Это своего рода условные единицы, такая система оценки принята во многих странах. Раньше были проблемы: студенту после годичной стажировки приходилось в России пересдавать все экзамены и зачеты. Сейчас уже не важно, в какой стране прослушан курс, к примеру, политологии - он получит определенное количество кредитов.
На стажировки мы стараемся отправлять на уровне бакалавриата, с 4 курса - чтобы и язык уже устоялся, и студент четко понимал, что он может взять от Китая или Франции. Опыт показал, что студенты возвращаются оттуда более сознательными. В основном, особенно на первых порах, ездили бюджетные студенты. Они привыкли, что за все платит государство, и здесь учились вроде бы хорошо, но не совсем выкладывались. А там с удивлением узнавали, что можно получать знания еще более интенсивно! Они возвращаются с проработанной в оригинале литературой, с конкретным знанием своего предмета и могут подготовить хорошую дипломную работу. У нас прошло уже около десятка защит бакалаврских дипломов на арабском и французском языках.
Вариант 3: Учиться в России, а диплом получить британский
Владимир Владимирович ВЕРЖБИЦКИЙ, руководитель пресс-центра Современной гуманитарной академии:
- СГА - один из крупнейших российских вузов. У нас примерно 160 тысяч студентов, в том числе 24 тысячи учатся за рубежом в 11 государствах. Все наши учебные центры в России и за рубежом работают по дистанционной образовательной технологии. Рабочие учебники, обучающие программы, видеолекции, тесты и пр. создаются в Москве и по системе спутниковой коммуникации передаются в местные центры, где и организуется учебный процесс.
Сейчас Академия выходит на новый уровень работы. Осенью прошлого года мы стали соучредителем глобальной сети мега-университетов - GMUnet. Мега-университетом считается вуз, где учится больше 100 тысяч человек. СГА - первый российский вуз такого масштаба. С осени 2006 года образовательные программы восемнадцати крупнейших университетов мира, вошедших в GMUnet, будут доступны для студентов в 750 городах России и СНГ! В чем смысл? Например, Индия сегодня занимает первое место в мире по экспорту программного обеспечения. Ясно, что это было бы невозможно без очень хорошей подготовки программистов. Хотите учиться как индийские программисты и сделать такую же блестящую карьеру? Пожалуйста, приходите в учебный центр СГА и выбирайте программу университета им. Индиры Ганди. Академия недавно вошла также в сеть дистанционного обучения Всемирного банка, и теперь нашим студентам доступны учебные курсы этой сети. Можно и соединить дистанционное обучение в России с традиционным обучением за рубежом. Ведь СГА участник Болонского процесса и ее курсы Вам будут засчитывать практически во всех европейских университетах.
Всегда возникает вопрос: а насколько качественно дистанционное образование? Технология позволяет нам гарантировать качество образовательной услуги в любом учебном центре. И эту гарантию подтверждает главный показатель качества - успехи 100 тысяч выпускников СГА. По данным нашей социологической службы, 95 процентов наших выпускников трудоустраиваются сразу после окончания академии.
КСТАТИ
Получить престижную "корочку" западного вуза можно не выезжая из России - по одной из программ двойных дипломов:
РУДН и Высшая школа экономики работают по программе Манчестерского университета. Образование ведется полностью по стандартам и лицензии британского вуза.
В Современной гуманитарной академии можно пройти программу МВА британского университета Сандерленд.
Студенты МЭИ получают двойной диплом Технического университета Ильменеау (Тюрингия) после годичной стажировки в Германии.
В МГИМО существует магистерский курс по политологии совместно со Свободным университетом Берлина.
В Академии Народного хозяйства проводится первый в России МВА на немецком языке.
Вариант 4: Поступить в зарубежный вуз
Стипендии и гранты достаются далеко не всем желающим. А что делать остальным, ничуть не менее умным и талантливым? Можно попытать счастья и поступить в зарубежный вуз - самостоятельно или с помощью образовательного агентства. Пугает, что без сотен тысяч долларов вас в Сорбонне никто не ждет? На самом деле западное образование доступнее, чем мы привыкли считать.
Наталья Юрьевна ПУГАЧЕВА, руководитель отдела зарубежного образования Международного языкового центра Language Link:
- Наш центр предлагает услуги по обучению в Великобритании, Ирландии, США и Канаде, Новой Зеландии, а также в ряде европейских стран. Спрос на зарубежное образование в последние годы очень вырос. А что это такое и с чем это едят, знают далеко не все. Однажды к нам в офис пришел хорошо одетый молодой человек, лет тридцати пяти, с живыми глазами. И сказал: "Я хочу эту, как ее, я хочу … эм бэ а!" Мы его протестировали. Оказалось, у него практически нулевой английский - но он хочет учиться по модной программе МВА (мастер делового администрирования).
В таких случаях приходят на помощь консультанты образовательного агентства. Мы выстраиваем стратегию образования человека и развития его карьеры, исходя из сегодняшнего уровня и цели, к которой он стремится.
Дело в том, что системы образования в разных странах заметно отличаются друг от друга. К примеру, у нас в средней школе учатся 11 лет, а в Англии - 13. Поэтому невозможно после выпускного бала в московской школе просто поехать сдавать экзамены в Оксфорд. Мы помогаем найти точки соприкосновения образовательных систем, выстроить мостик наилучшего перехода из одной системы образования в другую. В данном случае российскому выпускнику стоит, например, поступить на программу Foundation (подготовительный курс) британского вуза.
Еще один пример. Пришла к нам семья. Родители очень обеспеченные. Хотят, чтоб дочка училась в Англии. Девочка очень переживала: "Мама, а вдруг я не поступлю?" Мама отвечает: "Не волнуйся, не поступишь - будешь учиться в МГУ". В итоге она поступила в британский вуз, который находится где-то на последних местах в рейтингах. Но поступила!. Каждый получает то, что он хочет и на что способен. Даже богатый человек может никуда не поступить. А не очень состоятельный - стать студентом престижного университета. Есть масса стипендий именно для учебы в вузах - информацию о них можно найти на сайте Британского совета. Да и сами учебные заведения часто предлагают стипендии для талантливых абитуриентов.
Сергей Владимирович ЧУСОВ, директор московского представительства негосударственного учреждения дополнительного образования "Скандинавская школа":
- "Скандинавская школа" открыта в 2000 году при поддержке Совета Министров Северных Стран. Сначала мы работали только в Санкт-Петербурге, недавно появилось представительство в Москве. Для столицы северная Европа - регион пока мало знакомый. Лишь в этом году на образовательные выставки в Москву впервые приехали вузы из Швеции и Финляндии. Так что наша задача - в первую очередь предоставить москвичам информацию. А то, бывает, нам звонят и путают Исландию с Ирландией или думают, что в Исландии говорят по-английски…
Хотелось бы, чтобы москвичи больше узнали о скандинавских странах. Потому что они уникальны: за исключением Дании, образование там бесплатное. Вы можете приехать в Швецию, Финляндию, Норвегию, поступить в университет и учиться совершенно бесплатно. Правда, для этого в большинстве случае придется сдать тест по государственному языку. Выучить финский, шведский, датский, норвежский и даже исландский языки можно в Москве, на курсах в "Скандинавской школе". Слушателей наших курсов мы пять раз в год отправляем на лингвистические стажировки в Финляндию и Швецию. Опять же: за занятия платить не придется, деньги нужны лишь на дорогу и пансион. Это очень небольшие суммы, около 300 евро за 5 дней.
Валентина Алексеевна МИШИНА, заведующая отделом образовательных программ НОУДО "Скандинавская школа":
- Из 200 человек, которые занимаются у нас на курсах, около 20% учат финский, шведский, норвежский язык именно для того, чтобы поступить в вузы этих стран. Сделать это на самом деле не так сложно.
Требования для поступления на магистерские программы:
- закончить как минимум три курса в российском университете.
- в дипломе или справке об успеваемости по основным предметам должны быть пятерки или четверки (средний балл 4,5).
- два рекомендательных письма от российских профессоров.
- Резюме и обоснование выбора вуза и специальности.
Первое высшее образование (бакалавриат):
- возраст не младше 18 лет, отучиться 1 год в российском вузе.
- знание финского, шведского или норвежского языка Преподавание на магистерских программах ведется на английском языке. А большинство программ в бакалавриате преподаются на родных языках.
Вступительных экзаменов нет, за исключением самым популярных магистерских программ по бизнесу и экономике - там придется пройти собеседование. В основном же принимают на основании документов.
Что касается финансовой стороны дела, само образование бесплатное, но для обеспечения вашего проживания в стране посольство потребует справку из банка о том, что у вас не счету достаточно денег. Для Финляндии это 5 тысяч евро на год обучения, для Швеции 7 тысяч. Предполагается, что эти деньги вы будете расходовать на оплату общежития, питание, книги и свой досуг.
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Что выбрать - Оксфорд или Упсалу?
У всех на слуху Гарвард, Сорбонна, Кембридж… Но стоит ли всеми силами стремиться поступить только в самый престижный вуз? Вот что советуют специалисты:
Наталья ПУГАЧЕВА, Language Link:
- Мы никогда не говорим: "Выбирайте только в Кембридж, там лучше всего". Выбирать университет надо исходя из специальности, по которой предстоит учиться. Если вы мечтаете о карьере стоматолога, то University of Glasgow вам подойдет больше, чем Оксфорд. Сотрудники агентства подскажут, какой вуз готовит лучших специалистов в интересующей вас области и поможет подготовить все необходимые документы для зачисления в Университет и организовать саму поездку.
Валентина МИШИНА, "Скандинавская школа": - В рейтинг вузов Европы (http://www.webometrics.info/) первые три места занимают университеты Великобритании: Кембридж, Оксфорд, Эдинубург. На 4 месте Цюрихский технологический университет в Швейцарии. А вот 5 и 6 места занимают университет Хельсинки и Линчепингский университет в Швеции! А ведь немногие знают, что в северной Европе можно получить такое же качественное образование, как в Англии. В Финляндии сейчас доля иностранцев среди студентов составляет 17,8%, в Швеции 7,5%. Почему выбирают Швецию? Здесь очень высокие стандарты образования и великолепные традиции.
Упсальский университет был основан в 15 веке, он один из самых старых в мире! Какие специальности имеет смысл изучать именно в Скандинавии? В Швеции - дизайн, технологию машиностроения, экономику и юриспруденцию. В Финляндии самые популярные направления - сельское хозяйство и экология. В Норвегии - нефтяные программы и морское право. |
Томас ПРАЛЬ, DAAD:
- Каждая система образования имеет свои преимущества и свои недостатки. За границей студент может получить то лучшее, чего ему не хватало дома. Так еще Михайло Ломоносов в свое время сделал: просто взял свои учебники и пошел учиться - сначала в Москву, а оттуда в Германию. Вернулся и сказал: а давайте-ка создадим свой университет. Если я не ошибаюсь, первые 12 профессоров МГУ были немцами, которых он прихватил с собой. Так что российское и немецкое образование довольно близки друг другу! Сейчас в Европе активно идет Болонский процесс, который поможет сблизить системы образования разных стран. Возможно, скоро учеба будет выглядеть так: свой первый диплом бакалавра молодой человек получает на родине. Потом решает, где лучше продолжить обучение по своей специальности - и магистерский курс проходит в Стокгольме или Воронеже. А в аспирантуру поступает в Будапеште, Берлине или Америке.
Комсомольская правда, 13 марта 2006 г.