Английский язык.ru

                



Обучение за рубежом


Что угодно для души?

Чем дольше живешь, тем лучше понимаешь: иностранные языки - это не роскошь - а средство передвижения по свету, по своей профессиональной области, по служебной лестнице. Человека, сегодня не знающего ни одного языка, можно уподобить пешеходу на скоростной автостраде или не умеющему читать и писать в обществе поголовной грамотности. Легко и приятно валять дурака на школьных или вузовских уроках иностранного, но потом жизнь все равно потребует своего. И рано или поздно придется задуматься: где бы все-таки этот английский (немецкий, японский) выучить?

В одной только Москве количество курсов иностранных языков может привести в растерянность кого угодно. Не говоря уже о зарубежных странах. Например, англичане понаоткрывали языковые школы в каждом городе и чуть ли не в каждой деревне - чтобы уже наверняка хватило на всех. Как бы не так: не хватает, и за английским народ едет и в Ирландию, и в США, и на Мальту, и даже в ЮАР. Примерно так же обстоит дело в Германии. В Испании в одной только Барселоне языковых школ около двадцати. Где же она, именно ваша школа, как ее найти, из чего выбирать?

Многообразие языковых программ во многом только кажущееся: на самом деле их не так много и их можно подразделить следующим образом:

1. Программы "для жизни", где преподается по преимуществу живой разговорный язык:

  • стандартные курсы общей языковой подготовки (с групповыми или индивидуальными занятиями). Здесь вас научат объясняться на иностранном языке, читать тексты общей тематики (включая газетные) и воспринимать иностранную речь на слух;

  • "интенсив +" (групповые занятия сочетаются с индивидуальными). На занятиях в группах вы проходите стандартный курс, одинаковый для всех. А для индивидуальных занятий с преподавателем выбираете аспект языка, который вас больше всего интересует или которым, по вашему мнению, вам следует серьезно заняться: фонетику, аудирование, чтение и т.п. Возможны индивидуальные занятия бизнес- или профессиональной лексикой, сленгом или другими специализированными сферами языка;

  • обучение в доме преподавателя. Эта форма обучения может реализовываться по-разному, главное то, что живете вы в доме своего учителя. При этом можете брать у него уроки, а можете обходиться и вовсе без занятий: считается, что в ходе повседневного общения учитель и так ненавязчиво привьет вам все необходимые языковые навыки.

2. Программы "для работы":

  • бизнес-курсы с упором на деловую лексику и конструкции, характерные для деловой речи. Здесь вас научат проводить презентации и деловые встречи с иностранными партнерами, разговаривать по телефону, вести деловую переписку, работать с документами на иностранном языке. На таких курсах, кроме языковых, вы можете приобрести и деловые навыки, так как занятия нередко проводятся как имитация реальных бизнес-ситуаций, вплоть до разбора "кейсов" и разработки проектов;

  • курсы языка для профессиональных целей. Здесь вам также привьют определенные деловые навыки, а также обучат лексике и терминологии той профессиональной сферы, которая вас интересует (право, медицина, архитектура, техника и т.п.);

    Оба вышеназванных типа программ могут преподаваться как частным лицам, так и "корпоративному клиенту": группе сотрудников одной организации, иногда с выездом преподавателя в офис компании;

  • курсы повышения квалификации учителей иностранных языков. Обычно проводятся в дни школьных каникул. На этих курсах севшие за парту преподаватели могут не только освежить и пополнить свои языковые знания, но и ознакомиться с последними методическими достижениями, а также обменяться опытом с учителями из других стран;

  • языковой курс + стажировка по специальности. Программа для молодых специалистов, желающих не только улучшить знание языка, но и приобрести опыт работы в зарубежной фирме. Пройдя языковой курс, студенты направляются на практику по специальности в фирмы "принимающей" страны, где выполняют несложную "рутинную" работу. Иногда такая программа строится по принципу "сэндвича": практика "вкладывается" между двумя периодами изучения языка.

3. Программы для учебы

  • язык для академических целей. Курс, специально предназначенный для тех, кто собирается поступать в зарубежный вуз. В программу входит не только изучение языка, но предварительное ознакомление с процессом учебы в вузах страны и спецификой требований к студентам.

  • курсы при университетах и колледжах. На них принимаются как абитуриенты, так и иностранные студенты, студенты, считающие, что их владение языком все-таки недостаточно для полноценной учебы. Абитуриентам можно порекомендовать такие курсы по двум причинам: во-первых, окончание некоторых из них дает гарантию поступления в вуз; во-вторых, занимаясь на курсах при вузе, можно "изнутри" познакомиться с жизнью учебного заведения, пообщаться со студентами, походить в библиотеку и залы для самостоятельных занятий и даже на лекции по интересующим дисциплинам. Обычно такие курсы длятся до академического года, но могут быть и краткосрочными (несколько недель);

  • программы подготовки к международным экзаменам по разным языкам (Некоторые языковые школы числят такой курс по разряду "язык для академических целей", хотя, в принципе, назначение у него более широкое). Конечно, к международным экзаменам можно готовиться и самостоятельно, но на курсах - надежнее, тем более что ведут их обычно педагоги, сами имеющие отношение к приему экзаменов и поэтому знающие все требования и подводные камни. Кроме того, на курсах постоянно дают тесты, аналогичные экзаменационным заданиям, а также проводят "репетиции" экзамена;

  • язык как часть программы общей подготовки в зарубежный вуз.

4. Программы "для души"

  • каникулярные программы. Предназначаются как для взрослых, так и для детей. Изучение языка сочетается с отдыхом на море или в горах, с экскурсиями и путешествиями по стране, пешими походами и другими "отпускными" занятиями;

  • "язык + ". За знаком + может скрываться все, что угодно: знакомство с культурой страны изучаемого языка, спорт, рыбалка, виноделие, кулинария, вышивание крестиком и другие хобби, которым в расписании курсов отведены специальные часы;

  • программы, специально предназначенные для "третьего возраста". Часто те, кому за 40, а то и за 50, очень хотят овладеть иностранным языком, но им мешает психологический барьер: как это можно - сесть за парту рядом с зелеными юнцами! Для таких людей многие школы разработали специальные программы с учетом психологических особенностей и интересов "третьего" возраста. Верхняя возрастная граница, как правило, не обозначена.

5. Программы для детей и подростков:

  • курсы при международных школах для иностранных учеников. Специальные учебные центры при общеобразовательных школах, где дети, собирающиеся учиться (или уже учащиеся) в этих школах, проходят соответствующую языковую подготовку;

  • краткосрочные каникулярные программы, как правило, в сочетании с разными видами активного отдыха;

  • программы для самых маленьких. Курсы для дошкольников пока не очень распространены, но уже функционируют при ряде российских и зарубежных языковых школ; занятия ведутся по специальным методикам, а в зарубежных школах нередко включают и программу адаптации малышей к иноязычной среде;

  • курсы для родителей с детьми. Вы едете с ребенком в зарубежную языковую школу, и пока ваше чадо занимается на детских курсах, можете распорядиться собой по своему усмотрению. Лучше всего, конечно, тоже заняться языком - такая возможность будет вам предоставлена.

Остальные программы - это только варианты вышеперечисленных.

В самых крупных и продвинутых языковых школах мира имеются все эти курсы. В маленьких, провинциальных - лишь самые распространенные типы: общий и интенсивный курсы, бизнес-курс и программа для учителей. Есть они, как правило, и в российских школах, которые пока еще не могут похвастаться таким разнообразием программ.

Итак, тип курса выбран. Но есть и другие критерии: местоположение (страна, город), методика (кому какая больше подходит), формы обучения (в группах или индивидуально), стоимость (самое дорогое - не всегда самое лучшее и наоборот). Для некоторых важна также "престижность" и известность школы. Хотя громкое название не главное. А вот аккредитацию школы авторитетной организацией всегда можно рассматривать как знак качества.

Немаловажно выбрать метод, по которому вас будут учить, а для этого уяснить, что означают названия "коммуникативная", "лексико-грамматическая", или "традиционная" методика, "метод погружения" и т.п. Каким бы модным и современным ни был метод, его эффективность зависит от того, подходит ли он ученику и отвечает ли его целям. И, конечно, нужно с критичностью относиться к школам, предлагающим научить вас языку чуть ли не за три дня и без всяких усилий с вашей стороны. А иначе легко пасть жертвой шарлатанов и "безумных методистов", пусть даже искренне полагающих, что именно их метод - единственно правильный. Так что, если услышите о какой-нибудь очередной "чудодейственной" методике Иванова, Питерса или Сидорелли, прежде чем становиться под их знамена, наведите справки об авторе: действительно ли он опытный методист, или всю жизнь прослужил бухгалтером. Последнее, правда, относится по преимуществу к отечественным преподавателям и языковым школам: за рубежом "методический бум" уже прошел и большинство школ работает по коммуникативной либо лексико-грамматической методике или же использует их сочетание.

Страну изучения языка целесообразно выбирать, ясное дело, исходя не только из душевной склонности, но и из стоимости жизни и обучения (например, в Ирландии или на Мальте учиться, как правило, дешевле, чем в Англии). А если вы только начинаете учить язык, лучше предварительно пройти хотя бы краткий вводный курс в России с русскоязычными преподавателями.

Ну а определив программу своей мечты, вы вовсе не должны пускаться в самостоятельное плавание по безграничному океану языковых школ. Для этого есть опытные "капитаны" - образовательные агентства. Они помогут вам выбрать конкретную программу и поступить на подходящие языковые курсы.


Ольга Бараш
По материалам журнала "Обучение за рубежом", 2001г.



     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить статью на форуме >>          
 

Ссылки по теме...



TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2014 Английский язык.ru