Английский язык.ru

                





FAQs об экзамене

Зачем нужен такой экзамен?

Единый государственный экзамен по английскому языку (как и по другим предметам) призван решить три основные задачи:

  1. установить факт выполнения учеником программы (стандарта, аттестата);
  2. показать достижения ученика для определения его права (готовности) для продолжения образования в высшей школе, т.е. выявить наиболее подготовленных и способных абитуриентов для продолжения образования в высших учебных заведениях;
  3. сделать высшее образование равнодоступным для всех категорий выпускников благодаря независимой объективной системе оценивания.

Еще одна немаловажная задача - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив для них число экзаменов. Вместо выпускных и вступительных экзаменов они будут сдавать единые государственные. Результаты этих экзаменов будут одновременно учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.

Когда ЕГЭ станет обязательным?

В текущем году (2004) единый госэкзамен проходил пока еще в экспериментальном режиме. Обязательным для всей страны повсеместно он, скорее всего, станет в 2006 году. Решение будет принято по итогам 3-4-х лет эксперимента. Планируется продолжение поэтапного расширения ЕГЭ.

Где учитываются и признаются результаты экзамена?

Полной базы вузов с описанием системы приема абитуриентов, к сожалению, пока не существует. Поэтому надежнее всего с подобными запросами обращаться в приемные комиссии конкретных учебных заведений.

Теоретически, набор студентов в вузы будет проводиться на конкурсной основе среди абитуриентов, набравших наибольшее количество баллов на ЕГЭ. В настоящее время ВУЗы и ссузы экспериментальных регионов (т. е. где ЕГЭ является обязательным) обязаны принимать студентов по результатам ЕГЭ не менее, чем на 50% своих специальностей. При этом некоторые ВУЗы неэкспериментальных регионов также ведут прием студентов по результатам ЕГЭ.

При этом вузы экспериментальных районов проводят вступительные экзамены по образу ЕГЭ в июле для того, чтобы в них могли поступить жители регионов, не входящих в эксперимент, а также выпускники прежних лет. В июльскую сессию ЕГЭ выпускники регионов, входящих в эксперимент, также могут сдать экзамены по тем предметам, которые по различным причинам они не сдали в школе.

Система оценок в июльскую сессию не 5-балльная, как в школе, а 100-балльная.

При поступлении в вуз выпускник сможет посылать свои оценки, полученные на едином госэкзамене, в приемную комиссию по факсу или электронной почте. При этом можно обратиться сразу в несколько вузов, и на основании своих оценок будет зачислен в тот или иной вуз. Не попав со своим баллом в более авторитетный вуз (на более престижную специальность), абитуриент при этом может получить приглашение из менее авторитетного. В ближайшем будущем планируется вывешивать в Интернете динамичные "рейтинг-листы" (списки абитуриентов по убыванию конкурсных баллов) для каждого факультета тех вузов, где абитуриентов будут зачислять по данным ЕГЭ. Такой оперативный способ информирования, позволит абитуриентам быстро сориентироваться в складывающейся ситуации и своевременно направить свою заявку в тот вуз, где его баллы могут оказаться проходными.

Однако успешная сдача экзамена не гарантирует поступления в вуз. Так, МГУ вообще отказался засчитывать результаты ЕГЭ. Остальные вузы обязались выделить лишь 50% мест для абитуриентов, сдавших ЕГЭ. При этом дополнительных собеседований никто не отменяет. Скорее всего, результаты ЕГЭ будут восприниматься как рекомендательные во многих вузах и станут своего рода первым отборочным туром.

Можно ли пересдавать ЕГЭ?

Нет, пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать вас всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому вы сможете в следующем году вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный вами вуз.

Предыстория экзамена по английскому языку

Проект единого государственного экзамена по английскому языку был подготовлен группой преподавателей из Санкт-Петербурга (SPEX), прошедших специальную подготовку в одном из университетов Великобритании при поддержке Британского Совета. Поэтому формат экзамена (т.е. проверяемые навыки и типы заданий) напоминает международные британские экзамены, такие как FCE (First Certificate of English) или IELTS (the International English Language Testing System).

В 2004 году экзамен включает в себя 5 частей, проверяющих сформированность навыков (1) аудирования (20% от общей значимости оценки), (2) чтения (20%), (3) письма (15%)и (4) говорения (30%), а также (5) знания лексики и грамматики (15%).

Какая нужна подготовка для успешной сдачи экзамена?

Отличительной особенностью российского экзамена является то, что в нем делается попытка определить уровень владения языком (а не просто выявить соответствие какому-либо одному уровню), т. е. оценка не означает "сдал/не сдал", а показывает уровень владения языком, и таким образом позволяет языковым и неязыковым вузам отобрать себе подходящих студентов.

Заявлено выявление трех уровней - базового, повышенного и высокого, что соотносится с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы, следующим образом:

Базовый уровень - А2
Повышенный - В1
Высокий - В2

Independent User B2
Высокий уровень
Can understand the main ideas of complex text on both concrete and abstract topics, including technical discussions in his/her field of specialisation. Can interact with a degree of fluency and spontaneity that makes regular interaction with native speakers quite possible without strain for either party. Can produce clear, detailed text on a wide range of subjects and explain a viewpoint on a topical issue giving the advantages and disadvantages of various options.

Способен понимать основные идеи сложного текста как на конкретные, так и на отвлеченные темы, включая дискуссии на профессиональные темы по своей специальности. Способен общаться с носителями языка свободно, без напряжения, используя беглую, спонтанную речь. В состоянии составить текст на разные темы, четко и аргументировано изложив свои мысли. Может выразить точку зрения на какую-либо проблему, представив аргументы за и против возможных способов её решения.
Independent User B1
Повышенный уровень
Can understand the main points of clear standard input on familiar matters regularly encountered in work, school, leisure, etc. Can deal with most situations likely to arise whilst travelling in an area where the language is spoken. Can produce simple connected text on topics which are familiar or of personal interest. Can describe experiences and events, dreams, hopes and ambitions and briefly give reasons and explanations for opinions and plans.

В состоянии понять основной смысл обычного высказывания на темы повседневного общения, в ситуациях, связанных с работой, учебой, свободным временем и т. д. Может разрешить разного рода проблемы, обычно возникающие во время путешествия по стране изучаемого языка. Способен составить несложный связный текст на знакомые или представляющие интерес темы. В состоянии описать события и случаи из своей жизни, рассказать о своих мечтах, надеждах и планах на будущее, привести краткие доводы и объяснения своего мнения и намерений.
Basic User A2
Базовый уровень
Can understand sentences and frequently used expressions related to areas of most immediate relevance (e.g. very basic personal and family information, shopping, local geography, employment). Can communicate in simple and routine tasks requiring a simple and direct exchange of information on familiar and routine matters. Can describe in simple terms aspects of his/her background, immediate environment and matters in areas of immediate need.

В состоянии понять отдельные предложения и часто используемые в обычных ситуациях выражения. Способен простыми словами рассказать, например, о себе и своей семье, объясниться в магазине, на улице, расспросить, что где находится. Умеет общаться в рамках знакомых, будничных ситуаций, требующих простого и непосредственного обмена информацией. Может посредством языка справиться с возникающими в подобных ситуациях проблемами.

Всю таблицу уровней владения иностранными языками, определенных в документах Совета Европы, можно найти в книге Common European Framework of References for languages: Learning, teaching, assessment (Oxford University Press, 2001), или скачать с сайта http://culture2.coe.int/portfolio/documents/0521803136txt.pdf.

Задача выявления сразу трех уровней решается следующим образом: задания внутри каждого раздела экзамена располагаются по степени возрастания трудности.

Нужно учитывать также тот факт, что в связи с тем, что экзамен по английскому языку является выборочным, не обязательным для всех выпускников, то и выбирать его будут те, у которых была соответствующая языковая подготовка (ученики гуманитарных классов, гимназий и лицеев, классов с углубленным изучением языка и т.д.) Поэтому верхняя планка экзамена (так называемый Высокий уровень) - это уровень Upper-Intermediate или скорее Pre-Advanced (опять же терминология британских учебников), уровень выпускника спецшколы.

Однако это вовсе не означает, что экзамен является чересчур трудным и верхняя планка слишком завышена. Статистика ЕГЭ-2001-2003 показала, что примерно 50% школьников справляются с примерно половиной заданий. Это нормально для тестового метода, по принципу которого составлен ЕГЭ. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания, и даже отличники выполняют только 70-80% заданий. ЕГЭ должен включать в себя сложные задания, чтобы иметь возможность отобрать учеников для зачисления в вузы с высокими требованиями к уровню подготовки. Ну а выпускник самой обыкновенной школы с самой обыкновенной программой по языку также в состоянии сдать ЕГЭ, хотя и на невысокий бал, но, возможно, вполне достаточный для выбранного им вуза, где английский язык не является профилирующим.

Что означает оценка и как она определяется?

Оценки рассчитываются в три этапа. Первый этап - расчет первичных баллов: в разделах Аудирование, Чтение и Лексика и грамматика учащийся получает по одному баллу за каждый правильный ответ. Для оценивания результатов выполнения заданий разделов Говорение и Письмо экзаменаторы пользуются единой шкалой оценивания и дополнительными схемами для каждого конкретного задания.

Затем производится статистический анализ результатов экзамена, на основе которого определяется оценка каждого учащегося относительно общих результатов.

Так, согласно статистике июньской сессии ЕГЭ-2003 ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (всего в ЕГЭ по английскому языку приняли участие 2 106 выпускников из 7 регионов РФ) были утверждены следующие границы:

оценка "два" - 0-33 балла,

оценка "три" - от 34 до 61 балла,
оценка "четыре" - от 62 до 88 баллов,
оценка "пять" - от 89 баллов.

А вот как распределились оценки среди участников экзамена:

оценку "2" получили 9% участников,
"3" - 24%,
"4" - 51%,
"5" - 16%.

Третий этап - это расчет балла свидетельства на основе весовых категорий каждого раздела экзамена. Наиболее весомая часть экзамена - это Говорение (30%). Затем по степени значимости следуют Чтение и Аудирование (по 20 %). Ну а раздел Лексика и грамматика составляет всего 15 %. Письмо также составляет 15%.

Как подготовиться к такому экзамену?

Прежде всего, нужно учить язык вообще и учить его так, чтобы уметь им пользоваться и уметь на нем общаться. Для занятий можно использовать учебные пособия, рекомендованные Министерством образования для средних школ, а также выборочно использовать учебные пособия по подготовке к британским экзаменам, сконцентрировав свои усилия на тренировке выполнения тех частей экзамена, которые похожи на ЕГЭ по типу заданий.

Нужно также помнить, что любой экзамен (несмотря на всевозможные заверения о его объективности) требует натаскивания. Такое натаскивание в случае ЕГЭ должно заключаться в следующем:

  • Нужно внимательно ознакомиться и уяснить для себя формат экзамена, т.е. понять, какие типы заданий он включает и что от вас в каждом задании требуется. Тогда вам не надо будет тратить на это время непосредственно на экзамене, и вы сможете сосредоточить все свои силы только на выполнение заданий.

  • Нужно научиться правильно заполнять Бланк ответов так, чтобы на экзамене не задумываться над тем, как это делать, и не тратить зря время. Согласитесь, очень досадно терять баллы из-за того, что ваш правильный ответ не там написан.

  • При непосредственной подготовке к экзамену нужно проделать (прорешать) десяток-другой заданий по типу заданий в экзамене. Это поможет вам выработать необходимые навыки того, как справиться с каждым типом заданием наиболее быстро и эффективно.

  • Необходимо ознакомиться с рекомендуемыми стратегиями подхода к выполнению каждого типа заданий (их можно найти на нашем сайте) и, следуя им, еще раз проделать задания по типу экзаменационных.

  • Для подготовке к устной части вам не обойтись без собеседника - одноклассника или одноклассницы, приятеля, также готовящегося к экзамену. Проговорите с ним экзаменационные задания.

  • Напоследок рекомендуется выполнить примерный вариант полного теста, засекая при этом время, и постараться уложиться в указанный в заданиях срок. Это нужно для того, чтобы ощутить временные ограничения и справиться с возможным состоянием паники на экзамене из-за кажущейся нехватки времени. И помните: если ваш результат составляет 60% правильных ответов или более, то вы обязательно сдадите экзамен на хорошую оценку.

  • Не забывайте, что даже если вы не знаете правильного ответа, попытайтесь его угадать (а вдруг повезет?).




     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад   


TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2014 Английский язык.ru