Английский язык.ru

                





Понимание Америки и американцев

Американское население характеризуется огромным этническим разнообразием. Иллюстрируя этот факт, можно было бы привести поразительную статистику. Однако мы упомянем всего лишь несколько простых цифр.

Более 20 % населения таких крупных городов, как Лос-Анджелес или Нью-Йорк, родились в другом государстве. В других крупных городах (Сан-Франциско и Чикаго) в другой стране родился каждый десятый житель. В городах доля цветного населения превышает белое население.

Американцы вместо обозначения расы индивидуума предпочитают использовать американизированные термины, такие, как African American, Italian American, Arab American. Нужно быть очень осторожным при обозначении этнических групп и цветных рас, особенно, если вы учили английский язык по учебникам, а не из "живой жизни" и у вас нет в активном словарном запасе общепринятых в данном государстве терминов в соответствующей области.

Например, если в России выходца из Африки называют негром, то россиянин в этот термин не вкладывает ничего обидного. Этим словом в России просто обозначают представителя африканской расы. А если вы в России представителей какой-нибудь национальности, которая характеризуется более смуглой кожей, назовете черными, то это почти смертельно обидное прозвище, которое воспитанный человек не будет никогда использовать.

Ситуация с этими двумя терминами в США в точности противоположная. Если бы вы назвали африканца черным, то в этом нет ничего обидного, это общепринятый термин для обозначения африканца. Если вы его назовете негром или, не дай бог, ниггером, то вы его смертельно обидите. Этот термин является ругательным, грубым, унижающим достоинство человека.

По религиозному разнообразию американское население состоит из католиков, протестантов многих номинаций, иудеев различных ориентаций, мусульман, буддистов, анимистов и многих, многих других конфессий. Многие американцы не признают существования каких-нибудь сверхъестественных сил, но и не называют себя атеистами. По культурным историческим корням они связывают себя с определенной церковью, а в церковь ходят разве что по большим праздникам. Возможно, будучи в Соединенных Штатах, вы встретите миссионеров ряда относительно недавно образовавшихся религиозных организаций и сект, которые довольно активно набирают себе новых членов. Прежде чем откликаться на призывы таких миссионеров, я бы убедительно советовал очень хорошо подумать. Потому что вы можете оказаться в секте, которая совершенно не отвечает вашим духовным запросам. Как бы их первоначальная ненавязчивость, открытость, дружелюбность не превратилась в свою противоположность, как только вы дадите повод им подумать, что вы "их" человек.

Многообразие населения США характеризуется и другими аспектами. В США много очень богатых и очень бедных, есть демократы, республиканцы, социалисты, коммунисты и люди, которые не признают никакую государственную власть. Есть хорошо образованные открытые люди, интересующиеся культурой многих стран. Надо заметить, что такую категорию людей в Америке легче найти в университетских кругах, а не вне университета -не удивляйтесь, если ваш случайный встречный не будет различать Россию и Советский Союз, будет путать, какое из этих государств исчезло с карты, и находится ли Россия, скажем, в Сибири или на Дальнем Востоке, а то и в Южной Америке.

Имея в виду такое огромное разнообразие, может возникнуть риторический вопрос: так кто же тогда и какие они, американцы?

Можно сказать, что американцы, будучи у себя на родине, себя как американцев видят ... никакими. Скорее всего они видят себя индивидуальностями. Обычному американцу, живущему у себя на родине, для самоутверждения важно чувствовать, что он необычен сам по себе и представляет ценность как индивидуум. Некоторые американцы, особенно молодые, могут быть даже разочарованы, услышав в свой адрес ваш добродушный комплимент: "Вы - типичный американец".

Американцы иногда даже сами говорят, что у них нет собственной культуры, поскольку они абсорбировали из различных стран национальные культуры вновь иммигрировавших на их континент. Американцы утверждают, что человеческие ценности каждый вырабатывает себе сам, и если вы спросите у них, какие ценности объединяют американцев в одну нацию, американцы могут оказаться в затруднении. Они могут сказать, что нет таких отдельных ценностей и нет отдельной американской культуры.

Однако ряд идей, формирующих менталитет нации, можно найти в самой Конституции Соединенных Штатов, а точнее - в Декларации Независимости. Это - идеи свободы, демократии, уважения личности, уважения к усилиям, направленным на построение личного счастья.

Вы также обнаружите, что существуют определенные отношения между категориями населения. Не будем касаться всем известных явлений, таких, как отношения между расами, а назовём только несколько менее известные явления, как отношения между Севером и Югом, а также Востоком и Западом Соединенных Штатов. Есть определенные взаимоотношения между жителями городов, особенно крупных городов, и провинциальной Америкой, если этот термин вообще можно применить в Соединенных Штатах. Есть также определенные взаимоотношения между жителями побережья и глубинного материка. В Америке также есть характеристика и определенные стереотипы восприятия людей из Среднего Запада, различных этнических групп, различных меньшинств и религиозных групп, техасцев, жителей Нью-Йорка, Калифорнии, Айовы и т.д.

Личный индивидуализм как общая характерная черта американцев, если не наиболее важная, то заведомо одна из наиболее важных и ключевых черт национального характера. Американец с молодых ногтей воспитывается быть ответственным за самого себя в различных ситуациях. У типичного американца неразвито восприятие себя как члена сообщества или группы. Эта особенность накладывает отпечаток и на семейные связи. После окончания средней школы люди знают, что они уже должны начать искать финансовую самостоятельность для самоутверждения. И вот такая концепция о самом себе как о самостоятельном индивидууме порой закрывает глаза на тот факт, что американцы все же обладают своей национальной культурой и психологией, на то, что этот индивидуализм в частности и есть важная компонента того, что можно назвать американской культурой.

Американский индивидуализм имеет свое отражение в межсемейных взаимоотношениях. Многим интеллектуалам этого государства причиняет беспокойство ослабление межсемейных уз между повзрослевшими детьми и родителями. Многим повзрослевшим американцам кажется, что они по воле исторической или биологической оказались детьми именно этих родителей; родители выполнили свой долг, и дальше эти повзрослевшие дети будут иметь такой же долг только перед своими детьми.

Несмотря на то что это обозначенное явление действительно существует в американском обществе, не следует экстраполировать его слишком далеко. Например, если иметь в виду семейную жизнь, где растут маленькие дети, возможно, взаимоотношения и форма общения между малолетними детьми и их родителями будут, пожалуй, даже более теплые, дружеские и заботливые, чем мы привыкли видеть в нашей стране, что на мой субъективный взгляд, может объясняться проявлением различий в уровнях жизни двух стран.

В то же время, что касается американского патриотизма, если его можно противопоставить понятию индивидуализма, то такой патриотизм по глубине проявления на фоне отдельных обстоятельств будет гораздо глубже российского патриотизма.

Родственным к понятию индивидуализма является термин privacy, который трудно перевести на русский язык. Этот термин связан с уважением к неприкосновенности личного времени, личного пространства человека и основан на убеждении, что каждый человек имеет право проводить определенное время только с самим собой, быть в одиночестве, обдумывать свои сокровенные мысли и отдыхать от общения с другими, восполнить психическую энергию, потраченную за день.

Отсюда следует, что, допустим, если вы живёте с соседом, то проникновение в помещение без стука, где находился человек, является значительно более грубым нарушением этикета, чем в России либо в некоторых других странах.

Возможно, вы обратили внимание на манеру общения американцев. Люди стоят на значительно большем расстоянии друг от друга, чем привыкли россияне. Это также своего рода уважение к личному пространству человека.

В американской Декларации Независимости записано как один из ключевых принципов, на которых базируется это государство, что "все люди созданы равными". Несмотря на то что даже на американском примере можно легко убедиться, насколько трудно воплотить этот принцип в жизнь, в особенности, например, имея в виду взаимоотношения между расами, все же американцы верят, что в некотором основополагающем понимании этого принципа люди (по крайней мере американские люди) равны по своему значению и никто не рождён с унаследованным преимуществом над кем бы то ни было. Проецируя эту идею на принципы демократического общества, в частности, на избирательный ценз, американцы говорят - "один человек - один голос".

В последние десятилетия развития американского общества огромное внимание уделено достижению равенства между представителями разных полов, возрастов, материального достатка либо социального положения. Американцы преуспели в устранении этих различий во внешних атрибутах общения. Такое устремление наложило отпечаток даже на современный английский язык, в частности, на деловой английский язык. Возникли такие, например, "бесполые", формы общения, по которым не видно, то ли вы обращаетесь к женщине, то ли к мужчине. Возникло понятие так называемой политической корректности. Если вы, описывая человека вообще, употребляете местоимение, то вы пишите "он (она)". По инициативе феминисток возникли формы обращения к женщине без "разоблачения", замужем она или нет.

Дальнейшее развитие американского общества в этом направлении сопровождалось и сопровождается судебными прецедентами, когда, например, работодатель подвергается судебному преследованию за дискриминацию при принятии на работу либо при служебном росте в частности по признаку возраста либо пола.

Идея равенства, а также практичность и ориентированность на конечный результат в своей деятельности трансформировались в стандарты в повседневном и деловом общении. Порой иностранцев шокирует манера и стиль общения с американцами, их речь, манера одеваться или то, как они держатся во время беседы. Неформальная речь, перенасыщенная идиоматическими выражениями, английский сленг широко используются во многих ситуациях, даже во время многих важных переговоров или общественных мероприятий. Американцы часто одеваются в свои традиционные джинсы, майки, кроссовки и в тех ситуациях, когда представители других стран оделись бы более формально. Например, на занятиях в американском университете некоторые профессора могут появиться в классе в сандалетах, шортах и в майке. Правда, нельзя думать, что это всеобщее правило.

Нет необходимости упоминать о привычке американцев развалиться в кресле, либо положить ноги на журнальный столик и т.д.

Американцы, в основной массе, не очень сильно интересуются историей. По-видимому, это связано с тем, что их собственное государство имеет не очень древнюю историю, она длится всего лишь около 300 лет, что по сравнению, допустим, с европейской историей всего лишь короткий период. Американские поговорки типа "История не имеет значения", "Только будущее следует брать в расчет" говорят о том, что американцы предпочитают смотреть вперед и идти вперед. Таким образом, своим отношением к будущему американцы поразительно отличаются от тех цивилизаций, которые основаны на так называемом фаталистическом восприятии будущего, то есть на убеждении, что будущее зависит от судьбы либо от Бога. Фаталистическое восприятие будущего происходит из многих религиозных учений народов Латинской Америки, Азии и арабского мира. В отличие от культур таких народов, американцы отрицают зависимость своего будущего от кого-либо свыше, либо от каких-то сильных индивидуальностей - вождей и лидеров, они считают, что будущее находится главным образом в их собственных руках и зависит от того, насколько они будут прилежны, упорны и удачливы.

Американцы разделяют точку зрения о том, что человеческая природа С это комбинация добра и зла и что доброе положительное начало доминирует над злым. Природа человека поддается совершенствованию. Другая поговорка, характеризующая оптимизм американцев, говорит: "Если есть воля, значит есть способ осуществления этой воли".

Для американцев время является таким же ресурсом, как, скажем, вода, уголь или другие ценности, и поэтому оно должно быть использовано с умом и отдачей. Всем известная поговорка "Время - деньги" происходит из США и отражает восприятие американцами времени. Поэтому американцы восхищаются хорошо организованными людьми, которые тщательно планируют свой рабочий день, имеют список дел на предстоящий день и строго следуют запланированному графику. Идеальный человек, с американской точки зрения, очень пунктуален, никогда не опаздывает на назначенные встречи и уважает не только свое, но и чужое время.

"Он упорный работник", - говорят люди о прилежном и трудолюбивом человеке, и это в высшей степени положительная похвала о человеке. Другая похвала звучит в таких словах: "Она человек, который доводит дела до конца". Эти выражения свидетельствуют о высоком уважении американцев людей, ориентированных на совершение и доведение до конечного результата различных планов, дел и намерений




     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить на форуме >>          


TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2014 Английский язык.ru

[an error occurred while processing this directive]