Американская система довузовского образования
Для обозначения дошкольного этапа образования американцы используют немецкое слово Kindergarten - детский сад. При этом Kindergarten может означать и детский сад в российском буквальном значении этого слова, то есть детское учреждение, где дети проводят время, пока родители на работе, где они заодно получают и дошкольное воспитание, и подготовку к школе. Однако наиболее общепринятое понимание термина Kindergarten в американском контексте - это подготовительный год перед школой, точнее даже обозначение программы соответствующей подготовки, т.е. такой программы, которую мы в России называем нулевым или подготовительным классом. Дети в Kindergarten поступают в возрасте пяти лет. Это прежде всего год, призванный пробудить у ребенка интерес к школе и к знаниям, развить любопытство об окружающем мире. Детские учреждения, предшествующие Kindergarten, соответствующие нашим яслям, по американской терминологии это Nursing Schools.
Ответственность за управление школьной системой - от детского сада до средней школы - лежит на местных органах власти. Среднее образование в США 12-летнее. Этап образования, начинающаяся с Kindergarten, включающая получение диплома о среднем образовании (High School Diploma), называется K-12. Федеральное правительство и правительства конкретных штатов имеют некоторое влияние на локальные школьные системы, осуществляя финансовую поддержку и осуществляя внедрение высоких стандартов, а именно путем поощрения только тех школьных систем, которые удовлетворяют этим выдвинутым федеральными и штатовскими властями повышенным требованиям. Несмотря на большое число локальных школьных районов (их сотни) и на их самостоятельность, нельзя думать, что система довузовского образования демонстрирует слишком большой разнобой. Государственные школы достаточно однородны. А в пределах одного школьного района они просто одинаковы и по программе, и по администрированию, и по финансированию.
Каждый ребенок до 16 лет должен посещать школу по закону. Бесплатность государственного образования до этого возраста гарантирована. По выбору родителей ребенок может получать среднее образование в частной школе. В какой именно - это дело родителей и школы. Выбор государственной школы по пожеланию родителей более проблематичен. Гарантированно юный американец будет принят в школу, куда он относится территориально. А если родители захотят, чтобы их ребенок ходил в более привлекательную государственную школу, в более престижном районе, а не в ту школу, куда он относится территориально, то это не будет гарантировано.
В течение ряда лет для решения или упорядочивания такой проблемы в некоторых штатах была принята программа, которую в "американском простонародье" называют "busing", от слова автобус. Это означает, что для обеспечения равного старта детям их родителям предоставляется выбирать школы. Например, вводилась система школьных ваучеров. После такого новшества понадобилось ввести дополнительную систему школьных автобусов для доставления школьников на довольно большие расстояния.
Поскольку автору этих строк больше приходилось общаться с белыми американцами, то, по их словам, получается, что система "busing" вместо того, чтобы обеспечивать доступ к более качественным школам максимальному количеству школьников и более разумно по рыночному через свободный спрос распределять государственные деньги на образование (финансирование школ пропорционально количеству школьников), принесла в ранее благополучные школы явления характерные для неблагополучных школ. То есть от этого благого новшества, с точки зрения относительно более благополучных семей, школьная система только пострадала, хотя эти оценки, как читатель понимает, можно воспринимать и как субъективные. Как бы то ни было, вопрос о предоставлении выбора государственной школы родителям школьника - это один из довольно широко и горячо дебатируемых вопросов современной Америки.
В старших классах происходит некоторая добровольная дифференциация между школьниками, ориентированными на дальнейшее обучение в высшей школе, и теми, кто планирует после школы начать трудиться. Первые в качестве факультативов выбирают более академические предметы, а вторые - такие практические как работа по дереву, по металлу, электроника и т.д. По количеству учебных часов такие предметы занимают не очень большую часть - 10-20%. В отличие от европейских средних школами учеба в американской средней школе более демократична и не имеет жесткой дискриминации от школы к школе, например, при приеме в вуз. Рейтинг школьников среди одноклассников выставляется по процентному показателю, означающему к какой верхней части списка школьник относится по академической успеваемости.
Россиянам, интересующимся перспективой дать среднее американское образование ребенку, несомненно будет интересно узнать о программах "Академический год в США". Как видно из названия, речь идет о проведении учебного года в американской школе, выполняя фактически все те же требования по учебе, что и американские школьники. Естественно, учителя, воспитатели и кураторы относятся к иностранному студенту с заботой и особым вниманием. А выполнение тех же требований, что и американские школьники, не означает, что ребенок брошен в воду, чтобы научился плавать, а то, что для иностранного школьника не составляется специальная программа, и он учится по такой же программе, что и американцы. Очевидно, определенная языковая подготовка предполагается, и при необходимости можно пройти предварительную специально для этой цели созданную языковую программу по подготовке к учебе в американской средней школе.
Несколько слов о том, стоит ли рассматривать молодому россиянину возможность учиться в американской средней школе c точки зрения отдачи такой учебы для будущей профессиональной карьеры. Все мы слышали о том, что российская образовательная система одна из лучших в мире. Это действительно так, особенно если немного уточнить, что имеется виду. Это верно, для конкретности, применительно к показателям и содержанию выпускных экзаменов ,особенно, советских школьников (т.е. 15 летней давности): выпускники советских средних школ были больше информированы об устройстве мира (обладают знаниями из естественно-научного цикла), чем их американские и большинство европейских сверстников. Несмотря на плавное "оседание" российской школьной программы по этому показателю в последние годы, все еще, этот вывод в значительной степени имеет силу. Поэтому было бы ошибочно думать, что российский школьник в США лучше изучит математику, биологию или физику, чем в хорошей российской средней школе, говоря в общем и в целом. Однако при этом непредвзятые эксперты, такие как аналитики и ученые разных стран, занимающиеся предметом, называющимся сравнительным образованием (Comparative Education), признают большую приспособленность американских выпускников к реальной жизни. Дело в том, что в современной жизни, как оказывается, практически более ценно иметь конкретные навыки работы, например, на персональном компьютере и использования Интернет (это направление для Америки, согласно Программе Клинтона-Гора, нечто напоминающее наш послереволюционный лозунг о всеобщей ликвидации неграмотности - сказано, без капли иронии, а с белой завистью). А многим ли из читателей приходилось в жизни применять формулу бинома Ньютона, которая была обязательна и входила в программу выпускного экзамена в советской средней школе, или вычислять натуральный логарифм какого-нибудь числа?
Однако ценность проведения академического года в американской средней школе не измеряется отнюдь лишь суммой знаний. И даже не только совершенствованием владения английским языком, которого россиянин в этом возрасте за этот год доводит почти до беглости и уверенности владения родным языком. Эти ценности в достаточной степени лежат на поверхности. Два обстоятельства, которые более скрыты, но, несомненно, более важны - это приобретение юным россиянином здорового и оправданного высокого самомнения после преодоления личной вершины в собственном развитии через трудности, которые перепадают мало кому из других сверстников в виде учебы за рубежом, и, наконец, широкий кругозор и понимание современного мира, доступное далеко не каждому, даже взрослому, не получившему зарубежного образования, способность самостоятельно и осознанно ставить себе цели и ориентиры для дальнейшей жизни и идти к ним, как это делают лучшие из сверстников со всего мира, которые проходят аналогичные программы.
Участвуя в программе "Академический год в Америке", можно рассчитывать на частичное финансирование с американской стороны. Американское правительство придает огромное значение повышению глобальной грамотности подрастающего поколения американцев. Одним из способов достижения этой цели оно рассматривает с одной стороны посылку американских школьников в зарубежные страны и с другой - прием в своих школах иностранных школьников. По известным обстоятельствам такой обмен со странами бывшего Советского Союза представляет американцам особую важность. Финансовая помощь оказывается американским правительством как американским учащимся, едущим на учебу за рубеж, так и приезжающим в США иностранным учащимся. Если общая реальная стоимость расходов на академический год (включая все, кроме билета на самолет) может быть в пределах от 12 тысяч долларов для учебы в рядовых государственных школах и проживания в семье до 24 тысяч долларов в дорогих интернатах, то благодаря этой программе, в частности в центре "Гармония" академический год может обойтись в пределах 6 тысяч долларов благодаря частичному американскому финансированию.