Английский язык.ru
                





 

5 составляющих успеха в быстром улучшении памяти

Автор: Карина Поликарпова
(DOS, преподаватель англйского языка в учебных центрах Language Link Университет,
Language Link Славянский бульвар - Кунцево, Language Link Арбат
).

Всем нам нравится выражать свои мысли красиво и при этом, по меньшей мере, быть понятыми. А у некоторых особо любознательных или целеустремленных людей время от времени даже возникает желание делать все то же самое на иностранном языке. И вот мы начинаем заниматься этим иностранным языком, но очень быстро опускаем руки, находя различные отговорки типа: “Не повезло мне с памятью. Наверное, виновата экология и плохая генетика. И вообще, жизнь сейчас сложная. Займусь-ка я лучше чем-нибудь более увлекательным и менее трудоемким. Как вспомню эти уроки в школе, настроение сразу портится!” На самом деле, нет людей с хорошей и плохой памятью, но есть память тренированная и нетренированная. Как же можно улучшить память, получая при этом радость и удовольствие?

1. Развиваем внимание и концентрацию

Первое и самое главное – создать правильную мотивацию, здоровый настрой или намерение и регулярно, например, вечером, повторять что-то вроде: “Я обязательно выучу английский. Я буду с легкостью говорить на нем и понимать речь других. Это даст (и УЖЕ начинает давать) мне новые возможности в жизни.” Конечно, если мы просто будем повторять эти или подобные фразы, не прилагая никаких усилий, вряд ли мы достигнем больших высот. Но, тем не менее, правильная психологическая установка чрезвычайно важна.

Вообще, настроение, здоровье и память – вещи взаимосвязанные. Мы можем воспользоваться самыми разнообразными методами и помочь себе на разных уровнях. Меня, например, очень привлекает езда на велосипеде. Во время поездки выделяется множество эндорфинов, или “гормонов счастья”, которые приносят удовольствие, поэтому такое времяпрепровождение – прекрасный способ отвлечься от проблем и снять стресс. Если погода плохая, можно воспользоваться велотренажером или, что даже лучше, кардиотренажером. Интенсивная ходьба, бег, плавание, йога – все это способствует лучшей работе мозга, более стабильной концентрации. Стимулируется мышление, улучшается сон.

15-ти минутная медитация освежит и вернет ясность восприятия. Почему именно медитация? Известно, что еще в 1980-х ученые нашли в организме человека теломеры – концевые участки хромосом, которые защищают генетический код от потери информации. Они защищают нашу ДНК так же, как пластиковые наконечники защищают края шнурков. Чем они меньше, тем выше риск различных заболеваний: инсульта, диабета, болезни Альцгеймера. Оказалось, что их размер пропорционален количеству стресса, получаемого человеком. Чем больше стресса за свою жизнь мы испытываем, тем меньше становятся теломеры. А вот увеличиваются они, если мы меняем в лучшую сторону наш образ жизни: делаем гимнастику, много двигаемся и правильно питаемся. Но самое интересное, именно медитация оказалась самым эффективным занятием, замедляющим разрушение теломер и способствующим их увеличению. Есть различные виды медитации, и нет никакой возможности их тут описывать. Если очень кратко, один из видов медитации сводится к тому, что мы садимся с прямой спиной и спокойно наблюдаем, как мысли приходят и уходят, при этом не “продумывая” их. В это время мы расслабляемся и полностью отдыхаем от работы, Интернета, звонков по телефону и прочих вещей, которыми мы так привыкли занимать свой ум. Если интересны некоторые детали, можно посмотреть видео на английском языке (с русскими субтитрами).

И, конечно, не лишним будет сказать, что вкусная и здоровая еда с акцентом на витамины, лецитин и Омега 3 также будут положительно влиять на весь организм и на память, в частности. Летом можно побаловать себя ягодами, особенно черникой. Да, черника не только полезна для зрения, но и улучшает память и концентрацию внимания, поскольку содержащиеся в ней флавоноиды нормализуют связь между нервными клетками. Ну а зимой не лишним будет вспомнить про чай со специями, такими как кардамон, гвоздика, корица. Также, известно, что шафран удивительно благоприятно воздействует на память. Здоровый сон, конечно, также очень важен. Лучше ложиться в одно и то же время, в идеале – не позже 10 – 11 вечера. И тогда с нашими теломерами будет все в порядке!

2. Ключ к запоминанию – эмоции и интерес

Почему дети хорошо запоминают как родной, так и иностранный языки? Есть разные мнения на эту тему, многие загадки все еще остаются неразгаданными, но все же есть вывод, с которым никто больше не спорит: маленькие дети не используют взрослую логику и разум, а пользуются инстинктом, интуицией. Они еще не мыслят штампами, их мышление свежо, емко и естественно, им все интересно и любопытно. В нашей же голове много всего “лишнего”, нам хочется все систематизировать и изучать СЕРЬЕЗНО. Результат – наша забитая информацией голова работает хуже, чем в детстве. Зная все это, мы можем сознательно изменить свой привычный стиль мышления, включив эмоции, интерес и нелогичность, превращая учебу в творчество. Подтверждение этому можно найти в книге Джона Медина “Правила Мозга”: “Эмоции «прикрепляются» к новой информации в мозгу, действуя в качестве индикатора важности.

Чем сильнее интенсивность, тем яснее и проще вы сможете это вспомнить.” Вывод: то, что неинтересно, просто не откладывается в памяти. Если мы хотим что-то запомнить надолго, нужно добавить эмоций. И чем они будут ярче, тем лучше. Запоминается то, что нестандартно и “выделяется из толпы”.

Как же это сделать на практике, занимаясь изучением иностранного языка? Самое простое – это использовать мнемонический способ запоминания, включающий метод ассоциаций и визуализацию. Мы уже знаем, что наша память плохо сохраняет статичные, неподвижные образы. Из этого можно сделать вывод: надо, чтобы образы, используемые для запоминания, были динамичными, яркими и эмоциональными. Мнемонические образы – это образы, звуки, стихи и пр., которые образуют связь со словом, выражением или правилом, которое для нас трудно запоминается. Эта связь соединяет два понятия или образа в нашей памяти и, вспомнив один из них, мы с легкостью вспоминаем другой. Многочисленные исследования показали, что возможность запоминания с помощью методов мнемотехники на порядок превышает возможности обычной памяти.

Если мы только начинаем изучать иностранный язык, хорошо подойдет Метод фонетических ассоциаций с родным языком. В чем он заключается?Возьмем английское слово puddle /?p?dl/ (лужа). Объединяем слова “лужа” и русское слово “ПАДаЛ” в один контекст. Получается "В дождливый день я часто ПАДаЛ в лужу." Этот контекст отвечает всем нашим требованиям, поскольку ситуация явно абсурдная и к тому же динамичная. Это "работает" на начальных этапах обучения, когда новые слова никак не хотят запоминаться и к тому же "прицепить" их ассоциативно не к чему, поскольку знакомых английских слов слишком мало. Есть еще Метод взаимодействия всех ассоциаций и Метод созвучия с уже знакомыми английскими словами. Возьмем Метод созвучия, который используется на более продвинутом этапе изучения языка. Предположим, мы хотим запомнить сочетание rummage sale /?r?m?d?/ (благотворительный базар, распродажа старых вещей). С "sale " проблем быть не должно, а вот слово "RUMmAGE" можно разбить на две части "rum" ("ром") и "age" ("возраст") и представить старенького продавца на такой распродаже, которая происходит на улице в холодный зимний день. Чтобы согреться, он время от времени выпивает глоточек рома из бутылки. Пусть ваша фантазия дорисует все остальное.

Подбор способа ассоциаций должен быть индивидуальным. Что важно, какой бы способ мы ни выбрали, ассоциации должны быть абсурдными, провокационными, преувеличенными, и, главное, ДИНАМИЧНЫМИ. Эксперименты показали, что статичные, неподвижные образы очень быстро стираются из памяти. Конечно, не все слова и выражения, которые мы встречаем, одинаково важны. Нам нужно определить, какие из них имеют приоритетное значение именно для нас и именно в этот момент и создавать мнемонические образы для них в первую очередь. Не надо создавать слишком много мнемонических картинок, это тоже может перегрузить нашу память. Надо быть внимательным к себе, бережно относиться к своей памяти. Лучше всего заниматься интервалами по 20-25 минут и затем делать перерыв. Во время перерыва хорошо подвигаться, например, попрыгать через скакалку, сделать круговые вращения головой и пр.

Что еще важно, так это научиться концентрировать внимание, “возвращая” себя в настоящий момент. Как это сделать? Надо почаще задавать себе вопрос “Как я здесь оказался?” И вспомнить три-четыре места своего пребывания до этого. Это невероятно просто, но работает очень эффективно, поскольку мы перестаем делать что-либо автоматически, отвлекаться и витать в облаках. Мы становимся более внимательными к тому, что происходит и, соответственно, легче и эффективнее учимся.

3. Организуем повтор

Новые слова нужно запоминать только в КОНТЕКСТЕ. Очень условно, контекст – это то, что окружает слово, то есть слова, которые идут до и после изучаемого слова. Было проведено множество исследований, показавших, что мы помним не изолированные факты, а информацию именно в контексте. Запоминание списков слов – дело трудоемкое и неблагодарное. На мой взгляд, самое важное – как раз научиться игнорировать тот факт, что у слова есть еще другие значения кроме того, которое мы только что встретили в контексте. Во-первых, значение слов может сильно меняться в зависимости от контекста, а во-вторых, мы видим, КАК ИМЕННО выбранное нами слово используется носителями языка, и мы будем уверены в том, что мы сами сможем использовать это слово правильно.

Как мы знаем из собственного опыта, слова или фразы редко запоминаются с первого раза, даже если контекст был яркий и необычный. Таким образом, даже знание метода мнемонических ассоциаций бывает недостаточно — нужно понимать механизмы работы памяти. Все дело в том, что и емкость, и длительность нашей кратковременной памяти невелика, то есть информация остается доступной только в течение небольшого промежутка времени (обычно 20-30 секунд). Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации практически бесконечно долго и предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что он когда-то запомнил. В конце XIX века психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти информация, которую мы только что запомнили. Оказалось, что основная часть информации забывается уже в первые часы после заучивания. Что же с этим делать? Организовать запоминание в несколько подходов, ведь при повторении скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Итак, делаем вывод. Чтобы навсегда запомнить новые слова, нужно повторять их с определенными интервалами времени по крайней мере 4 раза: в день, когда мы с ними встретились, на следующий, через неделю и через две (можно и через месяц). Кстати, даже если нам кажется, что мы все запомнили со второго или третьего раза, не надо игнорировать последнее повторение, поскольку именно оно позволит прочно закрепить нашу порцию языка в памяти.

Кстати, из собственного опыта и опыта моих студентов, могу сказать, что не стоит размещать выражения на иностранном языке и их перевод на одной странице, как мы это делали в школе. Пишем примерно 20-25 новых словосочетаний, которые мы только что встретили в рассказе, статье, телепередаче или учебнике, а их перевод (или объяснение на том же языке, если у нас высокий уровень) размещаем с обратной стороны страницы под теми же номерами. Во-первых, у нас будет меньше соблазна подглядывать, и, во-вторых, слова будут меньше путаться. И хотелось бы еще раз повторить, что все вышесказанное работает куда более эффективно, если мы не учим язык механически, а пользуемся методами, описанными в пункте 2, то есть, слова переносятся в долговременную память не столько через повторение, сколько с помощью мнемонических ассоциаций-картинок. И, разумеется, не забываем настроиться на занятие психологически.

4. Произносим вслух, используя так называемый “творческий повтор”

Как мы теперь понимаем, повторение совершенно необходимо для успешного запоминания. Но даже в банальное повторение можно внести элемент творчества. Например, можно произносить один и тот же отрывок текста с разной интонацией, мелодикой и темпом, то есть так, как это делают актеры на репетиции. Помните, как тренировалась в произношении героиня фильма “Моя прекрасная леди”? Мы можем пойти дальше и произнести “How kind of you to let me come?” вначале с радостной интонацией, потом безразлично, потом с грустью и т. д. Можно поэкспериментировать со скоростью и громкостью. Длинное предложение можно разбить на части и произнести сначала первую, потом первую вместе со второй и т. д. и, наконец, все вместе. Можно идти с конца и начать с последней части, потом произнести предпоследнюю вместе с последней и так наращивать до всей фразы целиком. Возьмем, к примеру, следующее предложение: “A diplomat is a person who can tell you to go to hell in such a way that you actually look forward to the trip.” (“Дипломат – это человек, который отправит вас к черту таким образом, что вы и в самом деле начнете собираться в путь”.) Громко, желательно, с хорошей артикуляцией произносим: “look forward to the trip”. Продолжаем: “that you actually look forward to the trip”, добавляем еще несколько слов: “in such a way that you actually look forward to the trip” и через пару шагов приходим ко всему предложению целиком, при этом чувствуя себя на этом этапе более уверенно, чем в начале. Затем делаем все то же самое, стараясь не заглядывать в текст. Потом можно попробовать увеличить скорость или немного изменить тембр голоса. Почему бы не убрать серьезное “взрослое” выражение лица и поиграть как когда-то, когда мы были маленькими? В то время для нас не было проблемой изобразить кого-то и вообще попробовать что-то новое, поскольку нас не заботило то, какое впечатление мы производим на окружающих. Так из скучного “Homo Sapiens” мы можем ненадолго превратиться в Homo Ludens, что означает “Человек играющий”.

5. Обучая кого-то, мы запоминаем 95 процентов информации

Услышав или прочитав что-то интересное, нам кажется, что мы в любой момент можем это воспроизвести. Но это далеко не так. Согласно исследованиям, проведенным психологом Уильямом Глассером в Калифорнии, мы запоминаем 10% из того, что читаем, половину из того, что видим и слышим, 80% из того, что испытываем лично и 95% из того, что преподаем кому-то еще через призму собственного опыта. Отсюда можно сделать очень простой вывод. Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передать свои знания кому-то приводит к тому, что мы начинаем использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, а также, проще устанавливаем связи между различными фактами. Самое эффективное, если, запоминая какой-то материал, мы представим себе, что мы объясняем его ребенку. Например, мы можем разбить материал на простые составляющие и попытаться пересказать его по частям, а также найти примеры, иллюстрирующие сказанное. Еще лучше в процессе объяснения использовать простые рисунки, это тоже способствует лучшему сохранению информации в памяти. Здесь совсем не важно, насколько хорошо мы рисуем. Просто визуальная информация запоминается лучше, чем текст, мы это уже знаем. Если рисунок получится смешным или нелепым, нам это только на пользу. Таким образом, нам надо научиться ясно и доходчиво объяснять сложные вещи, и это еще один ключик к успеху. И еще одна деталь. Важно сохранять ум свежим, поэтому, никогда не надо забывать делать перерыв, даже если мы очень увлечены. Этот шаг ничуть не менее важен, чем предыдущие, поскольку мы даем мозгу время обработать и распределить информацию и, главное, возможность переместить ее в долговременную память.

<< Назад     
 

Ссылки по теме...