Все дороги ведут в школу
Новые тренды на российском рынке образовательного туризма – индивидуализация обучающих программ, повышенный интерес к нестандартным турам, раннее бронирование программ академического обучения.
«В 2012–2013 годах рынок образовательного туризма в нашей стране демонстрировал стабильный рост», - считает руководитель отдела обучения за рубежом компании Language Link Наталья Гришаева. По свидетельству эксперта, абсолютным лидером продаж стали детские групповые образовательные программы. Большой популярностью также пользовались долгосрочные программы обучения (среднее и высшее образование за рубежом). Явно вырос интерес к нестандартным, максимально «персонализированным» предложениям. Это, например, программы home tuition, когда клиент проживает в семье преподавателя и проходит обучение в домашних условиях; family programmes, в рамках которых обучение проходит вся семья, причем у каждого ее члена – своя учебная программа, а также специализированные программы для детей Academic summer, когда дети изучают иностранный язык и ряд школьных дисциплин, занимаются спортом. Это отличная возможность для адаптации и подготовки к долгосрочным программам обучения.
«В целом на сегодняшний день ситуация аналогична прошлому году. При этом надо отметить следующую тенденцию: постоянные клиенты заключают договоры раньше, а первичные клиенты не торопятся принимать решение о поездке, - рассказывает директор по маркетингу агентства международного образования «Инсайт-Лингва» Наталья Пугачева. - Думаю, что отчасти это связано с колебаниями «новичков» относительно окончательного решения о поездке в условиях роста курса валют, тогда как постоянные клиенты осознают необходимость образовательной поездки для своих детей. Они доверяют нам как оператору и поэтому стараются заключить договоры как можно раньше, чтобы гарантировать места в группе и на курсе в учебном заведении. Также стоит отметить раннее бронирование академических программ».
По словам Натальи Пугачевой, одним из основных направлений работы компании являются летние каникулярные программы для школьников. Традиционные лидеры продаж - Великобритания, США и Мальта. Из интересных предложений оператора можно выделить «Летнюю художественную школу в Лондонском университете искусств». В двухнедельную программу включены не стандартные уроки английского языка, а занятия на английском по темам «Искусство: рисунок, живопись, коллаж», «3D дизайн», «Графический дизайн», «Дизайн одежды» и «Фотография: практическая работа в студии и на улице».
«Динамика спроса на основные направления образовательного туризма в последние два года в целом стабилизировалась. Видимо, этому способствовало отсутствие визовых «революций», «пандемий» и относительная стабильность российской валюты, - говорит руководитель департамента продаж компании Elitour Наталья Розова. - Список наиболее популярных направлений у наших клиентов не изменился. По-прежнему сюда входят Великобритания, США, Швейцария, Германия и Франция».
Среди летних программ оператора востребованы классические предложения для групп в Великобритании, США, Ирландии. Повышенный интерес в прошлом сезоне вызвал новый групповой комбинированный тур «Европейские каникулы», в рамках которого студенты имели возможность учиться и отдыхать в швейцарских Альпах с последующим переездом на южное побережье Англии. Успешно реализуются групповые программы «Каникулы на Манхеттене», «Каникулы в Калифорнии», «Новые лидеры» на базе Кембриджского университета. Востребована и эксклюзивная программа Elitour «Каникулы у моря» в английском курортном городке Истборн на базе старейшего учебного заведения страны - Истборн Колледжа. Для индивидуалов оператор предлагает программы «Суперинтенсив» в Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, позволяющие за короткое время значительно поднять уровень владения иностранным языком. Для родителей с маленькими детьми подойдут программы «В школу с мамой», для любителей спорта – программы с подготовкой по футболу, теннису, хоккею, серфингу.
«Мы ожидаем, что в новом сезоне сохранятся и получат дальнейшее развитие тренды, которые наметились в 2012–2013 годах», - полагает Наталья Гришаева. По ее словам, сейчас наблюдается повышенный интерес к изучению нескольких иностранных языков одновременно. Клиенты заинтересованы в посещении двух или трех стран за сезон, с последовательным изучением разных языков.
«На наш взгляд, интерес к получению высшего образования за рубежом будет расти, - уверена Наталья Пугачева. – В сентябре 2013 года президент РФ утвердил список иностранных вузов, дипломы которых будут признаваться в нашей стране. Их студентам будут выделяться государственные стипендии». По ее словам, важный тренд в каникулярных программах для школьников – выбор интенсивных курсов изучения языка и специализированных программ «язык + наука/спорт/искусство/бизнес/лидерство», которые дают ребенку возможность развить свои таланты. Набирают популярность программы для родителей с маленькими детьми в возрасте 4-8 лет.
«Ценовая политика большинства туроператоров зависит от условий, которые предлагают партнеры – зарубежные образовательные центры, авиакомпании и иностранные диппредставительства в Москве, - поясняет Наталья Розова. - На стоимость поездки, конечно, влияет «самочувствие» российской валюты. Очевидно, что нынешнее ослабление рубля по отношению к доллару и евро ставит в невыгодное положение российских студентов и школьников по сравнению с их коллегами из Западной Европы. Для наших клиентов рублевая цена поездки может увеличиться на 15–20%. Если ослабление рубля продолжится, то эти цифры будут еще больше». По мнению эксперта, на любое значительное подорожание рынок все последние годы реагировал стандартно – снижением спроса. Видимо, и новый сезон не будет исключением.
Информация предоставлена сайтом Турбизнес, №3, Март 2014